Одна страна производит только два продукта: лимоны и бифштексы, которые всегда потребляются внутри страны в пропорции 1:2. Один бифштекс требует в два раза больше затрат труда, чем один лимон. Предположим, на мировом рынке цена одного бифштекса в 1,5 раза выше цены лимона. На сколько процентов возрастет потребление лимонов и бифштексов в стране, если она выйдет со своими продуктами на мировой рынок?
ответ: на 25%.
Объяснение:
Предположим, первоначально производится 1 единица лимонов, на которую затрачивается 1 условная единица труда. Тогда на 2 единицы бифштексов затрачивается 4 единицы труда, а весь фонд рабочего времени равен 5 условным единицам труда. Страна имеет относительное преимущество в производстве лимонов. Если она будет выращивать только лимоны, то, используя 5 единиц труда, получит 5 единиц лимонов. Пусть х из них она обменяет на мировом рынке на х : 1,5 единиц бифштексов. Оставшиеся (5 – х) лимонов и полученные х : 1,5 бифштексов должны составлять пропорцию 1 : 2.
(5 – х) : (х : 1,5) = 0,5. х = 3,75. То есть в стране осталось: 5 – 3,75 = 1,25 единицы лимонов. Таким образом, потребление лимонов выросло на 25%. Нетрудно подсчитать, что потребление бифштексов также выросло на 25%.