Микроэкономика
Потребитель имеет доход 1 тыс. рублей, который он намерен израсходовать на товар Х, или на товар У, или на тот и другой товар. Постройте бюджетную линию, если известно, что:
1 вариант. цена товара Х-10 рублей, а цена товара У-20 рублей;
2 вариант. цена товара Х-10 рублей, а цена товара У-40 рублей;
3 вариант. цена товара Х-5 рублей, а цена товара У-20 рублей.
Сделать вывод об уровне потребления по вариантам, составить уравнения трех бюджетных линий.
Графики показывают: увеличение бюджета со 100 тыс. рублей до 120 тыс. рублей приводит к смещению бюджетной линии вправо, что увеличивает площадь бюджетного ограничения, представленную треугольником, ограниченным осями Х и У и бюджетной линией;
- повышение цены изменяет угол наклона таким образом, что показывает сокращение возможностей потребителя удовлетворять свои потребности, а снижение цены имеет противоположный результат.
1) В первом варианте цена товара Х составляет 10 рублей, а цена товара У равна 20 рублей. Так как доход потребителя составляет 1000 рублей, нам нужно найти все комбинации потребления этих товаров, которые позволят уложиться в данное бюджетное ограничение.
Для построения бюджетной линии нужно установить оси координат, где по горизонтальной оси будет отложено количество товара Х, а по вертикальной оси - количество товара У. На оси горизонтали отметим стоимость товара Х (10 рублей).
Для начала найдем количество товара Х, которое потребитель может приобрести при полном использовании своего дохода только на этот товар. Рассчитываем по формуле:
Количество товара Х = доход / цена товара Х = 1000 / 10 = 100.
Теперь найдем количество товара У, которое потребитель может приобрести, если полностью использует свой доход. Рассчитываем по формуле:
Количество товара У = доход / цена товара У = 1000 / 20 = 50.
Таким образом, бюджетная линия для первого варианта будет проходить через точку (100, 50) и иметь наклон -1/2, что означает, что каждая единица товара Х требует потери 2 единиц товара У.
2) Во втором варианте цена товара Х также составляет 10 рублей, а цена товара У - 40 рублей. Найдем количество товара Х, которое потребитель может приобрести только на этот товар:
Количество товара Х = доход / цена товара Х = 1000 / 10 = 100.
И найдем количество товара У:
Количество товара У = доход / цена товара У = 1000 / 40 = 25.
Таким образом, бюджетная линия для второго варианта будет проходить через точку (100, 25) и иметь наклон -1/4.
3) В третьем варианте цена товара Х составляет 5 рублей, а цена товара У - 20 рублей. Теперь найдем количество товара Х, которое потребитель может приобрести только на этот товар:
Количество товара Х = доход / цена товара Х = 1000 / 5 = 200.
И найдем количество товара У:
Количество товара У = доход / цена товара У = 1000 / 20 = 50.
Таким образом, бюджетная линия для третьего варианта будет проходить через точку (200, 50) и иметь наклон -1/4, что также означает, что каждая единица товара Х требует потери 4 единиц товара У.
Теперь перейдем к анализу уровней потребления по вариантам и составим уравнения для бюджетных линий:
1) Уровень потребления в первом варианте можно определить по формуле:
Потребление товара X = Количество товара X * цена товара X = 100 * 10 = 1000 рублей.
Потребление товара У = Количество товара У * цена товара У = 50 * 20 = 1000 рублей.
2) Во втором варианте:
Потребление товара X = Количество товара X * цена товара X = 100 * 10 = 1000 рублей.
Потребление товара У = Количество товара У * цена товара У = 25 * 40 = 1000 рублей.
3) В третьем варианте:
Потребление товара X = Количество товара X * цена товара X = 200 * 5 = 1000 рублей.
Потребление товара У = Количество товара У * цена товара У = 50 * 20 = 1000 рублей.
Таким образом, во всех трех вариантах уровень потребления составляет 1000 рублей независимо от цен на товары.
Процесс построения бюджетной линии и определения уровня потребления для каждого варианта шаг за шагом позволяет понять взаимосвязь между доходом, ценами на товары и возможными комбинациями их потребления. Это позволяет прогнозировать, как будут изменяться уровни потребления при изменении дохода или цен на товары.