Идея «конца труда» (Rifkin, 1995) занимает важное место в обсуждении
будущего сферы труда. Но труд по-прежнему занимает центральное место в
жизни отдельного человека, общества и политики.
В Уставе МОТ говорится о социальной роли труда и подчеркивается, что «все люди,
независимо от расы, вероисповедания или пола, имеют право на осуществление
своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы
и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей» (МОТ,
Приложение: Филадельфийская декларация, статья II (а)). Эта формулировка
отражает идею, что труд служит для удовлетворения материальных потребностей
человека, но также имеет отношение к самореализации личности. К этому можно
добавить роль труда в обеспечении связей между людьми в рамках сплоченных
обществ: в соответствии с формулировкой Зигмунда Фрейда, труд обеспечивает
«безопасное место в части человеческой реальности, в человеческом
сообществе» (Freud, 1930, с. 27).
Четкое понимание роли труда в жизни человека и общества является
необходимой отправной точкой для рассмотрения будущего сферы труда,
которого мы хотим. Это понимание начинается с признания того, что для
значительной части человечества труд остается средством выживания, главным
обеспечения самих основ существования, а затем извлечения людей
из нищеты. Отрадно, что это четко отражено в обосновании и содержательной
части Повестки дня в области устойчивого развития ООН на период до 2030
года.
В связи с этим большое значение приобретают условия труда и его
содержание. Минимальное требование заключается в том, что труд не должен
убивать человека, хотя ежегодно на производстве погибает 2,78 миллиона
человек, труд также не должен становиться источником заболеваний или
инвалидности. Точно так же труд должен поощрять и не ущемлять трудовые
и другие права человека работников. Если работа выполняется не просто как
цена за удовлетворение необходимых материальных потребностей, но и как
потенциал для самореализации личности, то значение приобретают также ее
содержание и метод ее организации. Целенаправленная деятельность является
одновременно отличительной чертой и фундаментальной потребностью
человека. Вот почему большое значение имеет доступ к осмысленной работе,
которая предлагает пространство для автономии и творчества, в то время как
монотонная, повторяющаяся работа и тяжелый труд препятствуют этому.
Кроме того, производственный опыт человека зависит от того, насколько труд
позволяет поддерживать связи с другими - сотрудниками, работодателем,
работниками и с обществом в целом. Значение таких связей наиболее
ярко иллюстрируется тем, что происходит в случае их нарушения, то есть
разрушительным психосоциальным воздействием безработицы. Фактически,
работа обеспечивает целую сеть связей между человеком и обществом:
формальные связи между законодательством и трудовым договором; личные
связи и сотрудничество с людьми, с которыми человек взаимодействует на
производстве; общественные и общинные связи, которые часто порождаются
на работе: материальные и репутационные связи, которые определяют ранг
Идея «конца труда» (Rifkin, 1995) занимает важное место в обсуждении
будущего сферы труда. Но труд по-прежнему занимает центральное место в
жизни отдельного человека, общества и политики.
В Уставе МОТ говорится о социальной роли труда и подчеркивается, что «все люди,
независимо от расы, вероисповедания или пола, имеют право на осуществление
своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы
и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей» (МОТ,
Приложение: Филадельфийская декларация, статья II (а)). Эта формулировка
отражает идею, что труд служит для удовлетворения материальных потребностей
человека, но также имеет отношение к самореализации личности. К этому можно
добавить роль труда в обеспечении связей между людьми в рамках сплоченных
обществ: в соответствии с формулировкой Зигмунда Фрейда, труд обеспечивает
«безопасное место в части человеческой реальности, в человеческом
сообществе» (Freud, 1930, с. 27).
Четкое понимание роли труда в жизни человека и общества является
необходимой отправной точкой для рассмотрения будущего сферы труда,
которого мы хотим. Это понимание начинается с признания того, что для
значительной части человечества труд остается средством выживания, главным
обеспечения самих основ существования, а затем извлечения людей
из нищеты. Отрадно, что это четко отражено в обосновании и содержательной
части Повестки дня в области устойчивого развития ООН на период до 2030
года.
В связи с этим большое значение приобретают условия труда и его
содержание. Минимальное требование заключается в том, что труд не должен
убивать человека, хотя ежегодно на производстве погибает 2,78 миллиона
человек, труд также не должен становиться источником заболеваний или
инвалидности. Точно так же труд должен поощрять и не ущемлять трудовые
и другие права человека работников. Если работа выполняется не просто как
цена за удовлетворение необходимых материальных потребностей, но и как
потенциал для самореализации личности, то значение приобретают также ее
содержание и метод ее организации. Целенаправленная деятельность является
одновременно отличительной чертой и фундаментальной потребностью
человека. Вот почему большое значение имеет доступ к осмысленной работе,
которая предлагает пространство для автономии и творчества, в то время как
монотонная, повторяющаяся работа и тяжелый труд препятствуют этому.
Кроме того, производственный опыт человека зависит от того, насколько труд
позволяет поддерживать связи с другими - сотрудниками, работодателем,
работниками и с обществом в целом. Значение таких связей наиболее
ярко иллюстрируется тем, что происходит в случае их нарушения, то есть
разрушительным психосоциальным воздействием безработицы. Фактически,
работа обеспечивает целую сеть связей между человеком и обществом:
формальные связи между законодательством и трудовым договором; личные
связи и сотрудничество с людьми, с которыми человек взаимодействует на
производстве; общественные и общинные связи, которые часто порождаются
на работе: материальные и репутационные связи, которые определяют ранг