Законом субъекта РФ в числе других оснований до прекращения полномочий судьи Уставного суда субъекта было предусмотрено прекращение полномочий в случаях нарушения установленного порядка вступления в должность судьи Уставного суда; неучастия судьи в заседаниях Уставного суда без уважительных причин или уклонение от голосования свыше двух раз подряд; ликвидации Уставного суда в связи с изменением Устава.
Нарушил ли субъект Российской Федерации требования действующего законодательства, приняв такой закон? Каковы полномочия субъектов РФ в области их собственной системы органов государственной власти?
По первому основанию - нарушение установленного порядка вступления в должность судьи Уставного суда, следует отметить, что каждый субъект РФ имеет полный право самостоятельно регулировать процедуру назначения и вступления в должность судей Уставного суда на своей территории. Таким образом, если в законе субъекта РФ четко определены требования и процедура вступления в должность судьи Уставного суда, то данное основание нельзя считать нарушением действующего законодательства.
По второму основанию - неучастие судьи в заседаниях Уставного суда без уважительных причин или уклонение от голосования свыше двух раз подряд, необходимо оценивать в соответствии с требованиями законодательства о судебной деятельности. Если действующее законодательство предусматривает участие и голосование судей на заседаниях Уставного суда, то данное основание может быть считано соблюдением закона. Однако, если законодательство не предусматривает такие требования, то данное основание может быть подвержено сомнению.
По третьему основанию - ликвидации Уставного суда в связи с изменением Устава, необходимо учитывать положения федерального закона о местном самоуправлении, в котором регулируется процедура изменения уставов муниципальных образований и вправе ли субъект РФ определить такое основание для прекращения полномочий судьи Уставного суда. Если федеральное законодательство предусматривает возможность изменения уставов муниципальных образований со стороны субъектов РФ, то такое основание может быть считано в рамках требований закона.
Таким образом, для ответа на вопрос о нарушении законодательства субъектом РФ в данном случае необходимо провести анализ требований федерального законодательства и соответствующих нормативных актов органов субъектов РФ, регулирующих процедуру и основания прекращения полномочий судей Уставного суда.
Относительно полномочий субъектов РФ в области их собственной системы органов государственной власти, следует отметить, что субъекты РФ имеют самостоятельное право определять структуру и функции своих органов государственной власти, в том числе и систему судов субъектов РФ. Это право закреплено в Конституции РФ и законах о местном самоуправлении. Однако, эти полномочия ограничены действующим федеральным законодательством и не должны противоречить основным принципам государственной власти и судебной системы РФ. В то же время, субъекты РФ несут ответственность за соблюдение и исполнение федеральных законов и не могут противоречить им своими решениями или законодательством.
В итоге, без проведения детального анализа конкретных норм законодательства субъекта РФ, сложно дать окончательный ответ на вопрос о нарушении требований закона субъектом РФ в случае принятия предложенного закона. Подобные вопросы требуют более глубокого изучения и анализа применимых нормативных актов.