Задание № 2. Решите упражнение Проанализируйте цитату из лекции «Исторические дела философии» В.С. Соловьева и определите, в чем он видел специфику науки и философии? Что дает философия человеку? Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Спрашивается: что сделала она для человечества за это долгое время? <…> Другие науки хотя также имеют свои чисто теоретические задачи, доступные только тем, кто их изучает, однако они не ограничиваются этими задачами, они хотя разрабатываются и изучаются теоретически немногими, но практическое значение имеют для всех; коренясь в школе, явные плоды приносят для жизни. Мы знаем, что науки естественные существуют не для одних физиков, химиков и физиологов, а также и для всего человечества; мы знаем явную пользу, которую они ему приносят, улучшая его материальный быт, умножая удобства внешней жизни, облегчая физические страдания людей. <…> Но, может быть, философия ближе к искусству, чем к науке, может быть, она, как и чистое художество, рождена не для житейского волнения, не для корысти, не для битв? Но ведь и искусство не остается в кругу художников и эстетиков, а стремится доставлять свои наслаждения и тому множеству людей, которые не имеют никакого понятия ни о теории, ни о технике искусства. Если <…> философия имеет в виду не отвлеченный интерес одиноких умов, а жизненный интерес всего человечества, то нужно прямо ответить на этот вопрос: что же делает философия для человечества, какие блага ему дает, от каких зол его избавляет. Обратимся к истории, потому что если философия вообще приносить живые плоды, то она, конечно, должна была уже принести такие плоды в столь долгое время своего существования. <…> изо всех народов Востока только индусы обладают вполне самостоятельной и последовательной философией. В Индии первоначально, более чем в какой-либо другой стране Востока, человеческая личность была поглощена внешней средою; это была по преимуществу страна всякого рабства, неравенства и внешнего обособления... Понятия о человечности, т.е. о значении человека как человека, не было совсем, потому что человек низшей касты в глазах дважды рожденного представителя касты высшей был хуже нечистого животного, хуже падали; и вся судьба человека исключительно зависела и заранее предопределялась случайным фактором рождения его в той или другой касте. Религия носила характер грубого материализма: человек рабствовал перед природными богами, как перед подавлявшими его силами, от которых зависела его материальная жизнь. И вот в этой-то стране рабства и разделения несколько уединенных мыслителей провозглашают новое, неслыханное слово: все есть одно; все особенности и разделения суть только видоизменения одной всеобщей сущности, во всяком существе должно видеть своего брата, себя самого. Все есть одно – это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение. Этим словом в корне подрывалось рабство религиозное и общественное, разрушалось всякое неравенство и обособление. Двинуть далее дело философии и вместе с тем дело человечества выпало естественным образом на долю того народа, который уже в самой природе своего национального духа заключал то начало, к которому индийское сознание пришло только в конце своего развития – начало человечности
Ана тілі туралы қазақша космос табиғат пайдалануды үшін жеңілдіктер мәдениет мәдени мекемелер желісі мұражай театр кітапханалар облыстық тарихи және мәдени
В этом тексте В.С. Соловьев рассматривает роль философии в истории человечества и ее отличия от других наук. Он подчеркивает, что философия существует уже более двух тысячелетий, и задает вопрос, какую пользу она принесла людям за это время.
Во втором абзаце автор сравнивает философию с другими науками. Он отмечает, что хотя другие науки также имеют теоретические задачи, они имеют практическую ценность и влияние на всеобщее благо человечества. Например, естественные науки способствуют улучшению материального благосостояния людей и облегчают их физические страдания.
Однако, Соловьев спрашивает, может ли философия быть ближе к искусству, нежели к науке, поскольку она стремится не только к теоретическому, но и к практическому пониманию мира. Он сравнивает философию с искусством, которое приносит свои наслаждения даже тем, кто не разбирается в его теории и технике.
Далее, автор обращается к истории, чтобы определить, что делает философия для человечества. Он указывает на то, что только Индия имела полностью развитую и последовательную философию из всех народов Востока. Он отмечает, что в Индии было преобладание рабства, неравенства и внешней изоляции, где человеческое достоинство не имело значения. Однако, некоторые мыслители в Индии провозгласили новое, революционное учение – "все есть одно". Они утверждали, что все отличия и разделения являются видоизменениями одной всеобщей сущности, и в каждом существе нужно видеть своего брата и себя самого. Это понятие о единстве всех существ и первое слово философии возвещало свободу и братское единение человечества, освобождало от религиозного и социального рабства, разрушало неравенство и обособление.
В заключении автор указывает, что дело философии и дело человечества неразрывно связаны, и это соответствовало природе народа, сошедшегося в единстве с самим собой.
Таким образом, философия, по мнению В.С. Соловьева, имеет важное значение для человечества. Она не только исследует теоретические вопросы, но и стремится к практическому пониманию мира и принесению блага всем людям. Философия учит нас видеть в каждом существе своего брата и себя самого, она освобождает от рабства и разрушает неравенство и обособление.
Ана тілі туралы қазақша космос табиғат пайдалануды үшін жеңілдіктер мәдениет мәдени мекемелер желісі мұражай театр кітапханалар облыстық тарихи және мәдени
Во втором абзаце автор сравнивает философию с другими науками. Он отмечает, что хотя другие науки также имеют теоретические задачи, они имеют практическую ценность и влияние на всеобщее благо человечества. Например, естественные науки способствуют улучшению материального благосостояния людей и облегчают их физические страдания.
Однако, Соловьев спрашивает, может ли философия быть ближе к искусству, нежели к науке, поскольку она стремится не только к теоретическому, но и к практическому пониманию мира. Он сравнивает философию с искусством, которое приносит свои наслаждения даже тем, кто не разбирается в его теории и технике.
Далее, автор обращается к истории, чтобы определить, что делает философия для человечества. Он указывает на то, что только Индия имела полностью развитую и последовательную философию из всех народов Востока. Он отмечает, что в Индии было преобладание рабства, неравенства и внешней изоляции, где человеческое достоинство не имело значения. Однако, некоторые мыслители в Индии провозгласили новое, революционное учение – "все есть одно". Они утверждали, что все отличия и разделения являются видоизменениями одной всеобщей сущности, и в каждом существе нужно видеть своего брата и себя самого. Это понятие о единстве всех существ и первое слово философии возвещало свободу и братское единение человечества, освобождало от религиозного и социального рабства, разрушало неравенство и обособление.
В заключении автор указывает, что дело философии и дело человечества неразрывно связаны, и это соответствовало природе народа, сошедшегося в единстве с самим собой.
Таким образом, философия, по мнению В.С. Соловьева, имеет важное значение для человечества. Она не только исследует теоретические вопросы, но и стремится к практическому пониманию мира и принесению блага всем людям. Философия учит нас видеть в каждом существе своего брата и себя самого, она освобождает от рабства и разрушает неравенство и обособление.