Задание №1.Некоторые современные западные философы вслед за Г. Спенсером и 3. Фрейдом считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек — высшее звено биологической эволюции. В чем ошибочность подобных рассуждений?
Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?
Задание №2."...Опыт доказывает нам, что почти все вопросы нравственности и политики решаются силой, а не разумом, и что если мнение правит миром, то в конечном счете сильные мира правят мнением".
Дайте материалистическое толкование этой мысли.
Проиллюстрируйте ее на конкретном историческом материале.
Задание №3. У Фихте природа - костное образование, предстоящее деятельному субъекту самопознания, Я. Для Гегеля природа - необходимая ступень инобытия духа и уже вследствие этого — внешняя противоположность для субъекта.
Проведите сравнительный анализ и определите философские принципы такого понимания природы.
Задание №4. Анализ текста
1. Прокомментируйте данный отрывок из лекции И.Канта.
2. Согласны ли Вы с тем, что именно представленные И.Кантом пороки (неблагодарность, зависть и злорадство) являются главными человеческими пороками?
3.Прокомментируйте свой ответ
В “Лекциях по этике” (1781-1782) И.Кант писал: “Самыми ужасными тремя пороками, которые мы можем рассматривать все вместе и которые воплощают подлейшие и злейшие наши пороки, являются: неблагодарность, зависть и злорадство. Когда же они достигают своей высшей степени, то превращаются в дьявольские пороки.
Все люди бывают сконфужены оказанными им благодеяниями, потому что человек становится обязанным тому, кто оказал ему благодеяние. Но каждый стыдится быть обязанным. Великодушный человек потому не принимает благодеяние, чтобы не быть обязанным. Если человек, испытавший благодеяние, горд и своекорыстен, то будет и неблагодарным, потому что из гордости стыдится быть обязанным кому-то, а из своекорыстия не хочет оказывать ему такое же благодеяние: поэтому он будет упрям и неблагодарен. Если же эта неблагодарность возрастает до такой степени, что он своего благодетеля даже переносить уже не сможет и станет его врагом, то это и будет степень дьявольского порока, потому что ненависть и преследование человека, совершившего добрые дела, не согласуется с человеческой природой. К тому же возник бы большой вред, если бы люди стали более всего бояться благодеяний и, видя как плохо из-за этого с ними обращаются, превращались бы в мизантропов.
Вторым пороком является зависть, поскольку человек в данном случае хочет не только быть счастливым, но быть счастливым лишь один. Человек этот желает таким образом наслаждаться своим счастьем, чтобы все вокруг него были несчастны. И только тогда он будет по-настоящему радоваться своему счастью. Подобный человек хочет во всем мире уничтожить счастье и поэтому становится непереносимым.
Третьей разновидностью дьявольской злостности является злорадство, заключающееся в том, что человек находит непосредственное удовольствие в неудачах других, например, когда человек создает атмосферу враждебности в браке или где-нибудь еще и радуется, наблюдая несчастье другого. Здесь можно отметить одно правило: никому нельзя повторять того, что было отрицательного сказано тебе о ком-либо другом, за исключением того случая, когда умалчивание приносит другому вред. Повторяя это, я сею враждебность, потому что другой лишается покоя, чего не произошло бы в том случае, если бы я промолчал, и по отношению к тому, кто мне сообщил, что я действую так же вероломно. Наша забота состоит в том, чтобы порядочно вести себя, и тогда весь мир может говорить все, что угодно. Последнее же я должен опровергать не при слов, а своим образом жизни. Как говорит Сократ: “Мы должны вести себя так, чтобы люди не верили тому, что говорится не в нашу пользу” (Кант И. Лекции по этике (1781-1782) //
Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - М.: Изд-во политической
литературы, 1988. С. 328-329.
Задание №5. Заполните таблицы
Проблема человека в истории философии

Эпоха

Концепция человека

Автор

Суть концепции(основные характеритстики)

1. Античность

2. Средневековье

3. Возрождение

4. Новое время и Просвещение

5. Марксизм

6. Экзистенциализм

leramoisejenko leramoisejenko    2   10.12.2020 17:10    95

Другие вопросы по теме Другие предметы