Задача 1. Определите тип конфликта и вид конфликтной ситуации. 1. Представьте, что Вы классный руководитель 5 класса. На перемене случайно услышали беседу двух учеников, один из которых крайне отрицательно отзывался о Вас. 2. Вы ведете урок. Проводите опрос. Дети подсказывают друг другу. Делаете замечания, но подсказки не прекращаются. 3. Вы вошли в класс и увидели всю измазанную мелом доску. Просите дежурного вымыть доску, а он отказывается, мотивируя тем, что он уже ее несколько раз мыл, а ребята все равно на ней рисуют. 4. Вы входите в класс по звонку и видите двух дерущихся учеников. Они возбуждены до такой степени, что не замечают Вас. Попытка разнять их не приводит к успеху. 5. Вы ведете опрос по домашнему заданию. Вызвали уже 5 человек, но никто не готов. Никаких объяснений не дают. «Не выучил и все». 6. Ученик задал вопрос в присутствии всего класса, на который Вы не можете ответить. Задача 2. Определите стиль, стратегию, наличие барьеров педагогического общения, тип педагогического конфликта. Обоснуйте свой ответ. Преподаватель попросил студента подобрать наглядный материал (таблицы к занятию). Когда через 5 минут преподаватель заглянул в комнату, где были развешаны таблицы, то оказалось, что студент все еще не выполнил Он методично и размеренно просматривал одну таблицу за другой. При этом он обязательно прочитывал заголовок таблицы полностью. Преподаватель: - Ты еще не подобрал? Студент: - Нет, я еще не подобрал. Тут так много таблиц. Преподаватель: - Зачем ты их все перекладываешь? Достаточно взглянуть на рисунок или подпись к нему, и все становится ясно. Зачем тебе обязательно читать название таблицы? Студент: - Я стараюсь, чтобы таблицы максимально соответствовали теме занятия, а для этого нужно просмотреть и названия, и рисунки. Преподаватель: - Иди в учебную комнату. Тебя не дождешься. Мало того, что ты истратил часть занятия неизвестно на что, ты еще и темы сегодняшней не знаешь, похоже! Студент: - Я знаю. Я могу Вам рассказать. Преподаватель: - Не нужны мне твои рассказы. Можешь уходить с занятия. Все равно я поставлю тебе двойку за невыполненное задание. Задача 3. ...Идет урок. За окном солнце, а в классе - бодрая атмосфера. Валерия Семеновна в упор смотрит на высокого парня с тщательно причесанными кудрями. - Кириллов, может, ты хоть сегодня пойдешь отвечать? - Я не знаю,- в тон ей отвечает юноша, в упор глядя на нее. Все: контакт нарушился. Стороны продолжают «холодную войну». - Почему не знаешь? - Не учил. - Почему не учил? - Не хотелось... ...На другой день Валерия Семеновна пришла в VIII В. Первым, кого она увидела, был Кириллов: развалившись, сидел за партой и с недоброй ухмылкой следил за каждым ее движением. Стало не по себе. Сейчас он обязательно что-нибудь "выкинет", чтобы больно обидеть ее. Валерия Семеновна почувствовала, как в груди у нее поднимается тяжелое и черное чувство ненависти к этому подростку, чувство, которое до сих пор лежало под спудом, укрытое обязательной вежливостью. Определите стиль, стратегию педагогического общения, тип конфликта, барьеры общения.
1. Представьте, что Вы классный руководитель 5 класса. На перемене случайно услышали беседу двух учеников, один из которых крайне отрицательно отзывался о Вас.
- Тип конфликта: межличностный конфликт.
- Вид конфликтной ситуации: групповая ситуация конфликта.
2. Вы ведете урок. Проводите опрос. Дети подсказывают друг другу. Делаете замечания, но подсказки не прекращаются.
- Тип конфликта: педагогический конфликт.
- Вид конфликтной ситуации: ситуация нарушения учебного процесса.
3. Вы вошли в класс и увидели всю измазанную мелом доску. Просите дежурного вымыть доску, а он отказывается, мотивируя тем, что он уже ее несколько раз мыл, а ребята все равно на ней рисуют.
- Тип конфликта: педагогический конфликт.
- Вид конфликтной ситуации: ситуация несогласия с выполнением обязанностей.
4. Вы входите в класс по звонку и видите двух дерущихся учеников. Они возбуждены до такой степени, что не замечают Вас. Попытка разнять их не приводит к успеху.
- Тип конфликта: межличностный конфликт.
- Вид конфликтной ситуации: ситуация физической агрессии.
5. Вы ведете опрос по домашнему заданию. Вызвали уже 5 человек, но никто не готов. Никаких объяснений не дают. «Не выучил и все».
- Тип конфликта: педагогический конфликт.
- Вид конфликтной ситуации: ситуация несоблюдения учебных требований.
6. Ученик задал вопрос в присутствии всего класса, на который Вы не можете ответить.
- Тип конфликта: педагогический конфликт.
- Вид конфликтной ситуации: ситуация требования учеником обратной связи.
Задача 2:
- Стиль педагогического общения: авторитарный стиль.
- Стратегия педагогического общения: превосходство педагога.
- Наличие барьеров педагогического общения: непонимание студента.
- Тип педагогического конфликта: конфликт интересов.
Задача 3:
- Стиль педагогического общения: демократический стиль.
- Стратегия педагогического общения: сотрудничество.
- Тип конфликта: межличностный конфликт.
- Барьеры общения: недостаточная коммуникативная компетентность студента.