Вы сразу обратили внимание на трёхчастную композицию рассказа. Подумайте, почему именно в таком порядке расположил автор две легенды и повествование Изергиль
«Старуха Изергиль» - произведение, где в аллегорической форме изображается авторский идеал личности. Даже в реалистическую основу повествования проникают элементы романтизации: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу, где рассказчик работает на сборе винограда.
Рассказ написан с использованием излюбленной писателем формы обрамления. Повествованием рассказчика обрамляется легенда о Ларре, повествование о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым эти три части делает основная идея произведения – стремление выявить истинную ценность человеческой личности. Все три истории различны, но у них есть общее, и это общее состоит в том, что Горький по средствам этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о смысле жизни».
Ларра и Данко олицетворяют два полюса, легенды о них обрамляют рассказ Изергили о своей жизни. Старуха углубляется в свои воспоминания, свободно переходит от одного эпизода к другому. Например, рассказав о гибели гуцула, она продолжает: «А то еще турка любила я». Между эпизодами нередко оказываются временные «провалы», на которые обращает внимание рассказчик: «А рыбак куда девался? <…> Погоди!.. А где маленький турок?» Изергиль неоднократно отмечает, что она очень много любила, но сама не замечает, что любовь ее была в целом эгоистична. Она предваряет рассказ восклицанием: «Сколько поцелуев взяла и дала!» Неслучайно слово «взяла» стоит на первом месте. Изергили было важно, что ее страстно любили, готовы были пожертвовать многим ради нее. В частности, она была причиной смерти маленького турка, героиня понимает это, но не испытывает сильного чувства вины. Она только однажды жертвует собой, спасая поляка. Весь рассказ героини построен так, что она невольно сравнивает себя с Данко: ее жизнь также была посвящена любви. Но Изергиль легко забывала некогда любимого человека, не задумываясь, бросала его ради новой любви. И в самой жажде любви, стремлении к наслаждению есть немало от индивидуализма Ларры. «Я <…> никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками». Возлюбленным Изергили нет места в ее жизни, чувства, вызванные ими, были мимолетны. И портрет старухи приближается к портрету Ларры: она «тоже почти тень». И глаза ее все-таки оставались «тусклы», даже когда она вспоминала о своих возлюбленных, а в истории о Данко лейтмотивом является огонь, свет, которым горел его взгляд.
Итак, Ларра и Данко олицетворяют два полюса, Изергиль (обычный человек) находится между ними, при этом, естественно, хочет быть похожей на Данко, не замечая своего сходства с Ларрой. Но неслучайно рассказ начинается с легенды о Ларре и заканчивается легендой о Данко. Финал оказывается оптимистичным, в нем заключается вера в людей; индивидуализм и эгоизм оказываются преодоленными. Это подчеркивается и репликами рассказчика. Он дважды отмечает, что легенда о Ларре древняя, история Данко воспринимается им скорее как современная, только сама старуха указывает, что эти события произошли «в старину». Рассказчику, вероятно, кажется, что они происходят здесь и сейчас: «...Голос ее скрипучий и глухой, ясно рисовал передо мной шум леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди…»
Победа альтруистического начала над индивидуалистическим совершается и в душе самого Данко. Он тоже может гневаться, но гнев его быстро побеждается «жалостью к людям» и обращается в свою противоположность – любовь к людям, желание пожертвовать собой. Данко не мыслит себя вне людей, он хочет быть нужным им. И в этом смысле Изергиль несколько сближается с ним: ее рассказы интересны и полезны молодежи.
Рассказ написан с использованием излюбленной писателем формы обрамления. Повествованием рассказчика обрамляется легенда о Ларре, повествование о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым эти три части делает основная идея произведения – стремление выявить истинную ценность человеческой личности. Все три истории различны, но у них есть общее, и это общее состоит в том, что Горький по средствам этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о смысле жизни».
Ларра и Данко олицетворяют два полюса, легенды о них обрамляют рассказ Изергили о своей жизни. Старуха углубляется в свои воспоминания, свободно переходит от одного эпизода к другому. Например, рассказав о гибели гуцула, она продолжает: «А то еще турка любила я». Между эпизодами нередко оказываются временные «провалы», на которые обращает внимание рассказчик: «А рыбак куда девался? <…> Погоди!.. А где маленький турок?» Изергиль неоднократно отмечает, что она очень много любила, но сама не замечает, что любовь ее была в целом эгоистична. Она предваряет рассказ восклицанием: «Сколько поцелуев взяла и дала!» Неслучайно слово «взяла» стоит на первом месте. Изергили было важно, что ее страстно любили, готовы были пожертвовать многим ради нее. В частности, она была причиной смерти маленького турка, героиня понимает это, но не испытывает сильного чувства вины. Она только однажды жертвует собой, спасая поляка. Весь рассказ героини построен так, что она невольно сравнивает себя с Данко: ее жизнь также была посвящена любви. Но Изергиль легко забывала некогда любимого человека, не задумываясь, бросала его ради новой любви. И в самой жажде любви, стремлении к наслаждению есть немало от индивидуализма Ларры. «Я <…> никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками». Возлюбленным Изергили нет места в ее жизни, чувства, вызванные ими, были мимолетны. И портрет старухи приближается к портрету Ларры: она «тоже почти тень». И глаза ее все-таки оставались «тусклы», даже когда она вспоминала о своих возлюбленных, а в истории о Данко лейтмотивом является огонь, свет, которым горел его взгляд.
Итак, Ларра и Данко олицетворяют два полюса, Изергиль (обычный человек) находится между ними, при этом, естественно, хочет быть похожей на Данко, не замечая своего сходства с Ларрой. Но неслучайно рассказ начинается с легенды о Ларре и заканчивается легендой о Данко. Финал оказывается оптимистичным, в нем заключается вера в людей; индивидуализм и эгоизм оказываются преодоленными. Это подчеркивается и репликами рассказчика. Он дважды отмечает, что легенда о Ларре древняя, история Данко воспринимается им скорее как современная, только сама старуха указывает, что эти события произошли «в старину». Рассказчику, вероятно, кажется, что они происходят здесь и сейчас: «...Голос ее скрипучий и глухой, ясно рисовал передо мной шум леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди…»
Победа альтруистического начала над индивидуалистическим совершается и в душе самого Данко. Он тоже может гневаться, но гнев его быстро побеждается «жалостью к людям» и обращается в свою противоположность – любовь к людям, желание пожертвовать собой. Данко не мыслит себя вне людей, он хочет быть нужным им. И в этом смысле Изергиль несколько сближается с ним: ее рассказы интересны и полезны молодежи.