ВОПРОС 4. Назовите возможные цели создания и функционирования организации.
ТЕОРЕМА: Цели и принципы функционирования организации.
Главная цель создания и функционирования коммерческой организации – получение прибыли, однако в зависимости от этапа развития и текущей стратегии коммерческая организация также может иметь следующие цели:
· получение и максимизация прибыли до нужного уровня рентабельности;
· завоевание или удержание большей доли рынка своего товара;
· стремление добиться более высокого качества своей продукции;
· стремление занять лидирующее положение в области технологий;
· стремление занять лидирующее положение в отрасли или сфере деятельности;
· максимально эффективное использование всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых).
Цели некоммерческой организации не связаны с получением прибыли или иных финансовых выгод, ее интересы связаны с удовлетворением других потребностей общества.
Коммерческая организация строит свою деятельности на трех основных принципах:
· принцип экономической эффективности – состоит в получении заданной выручки при минимальных затратах, обеспечивая прибыль и определенный уровень рентабельности;
· принцип финансовой устойчивости (равновесия) – подразумевает своевременное осуществление организацией всех платежей по обязательствам;
· коммерческий принцип – предполагает производство и продажу продукции требуемого рынком качества и количества.
В процессе своей деятельности предприятие выполняет следующие функции:
1. Управление финансами. Его цель – обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности. В условиях рыночной экономики эта функция выдвигается на первый план. Резко повышается значимость финансовых ресурсов, с которых осуществляется формирование оптимальной структуры капитала и наращивание производственного потенциала предприятия, а также финансирование текущей хозяйственной деятельности.
2. Управление персоналом. Выражается в отборе и приеме на работу, подготовке и переподготовке персонала в соответствии с потребностями бизнеса, решением всех вопросов, касающихся его эффективного использования.
3. Функция исследования и разработки. Деятельность по созданию новых видов продукции и технологических процессов, улучшению существующих с целью повышения эффективности производства и расширения рынка сбыта.
4. Маркетинг, обеспечивающий исследование рынка, определение нужд и запросов потребителей, реальные заказы на продукцию и успешную ее реализацию.
5. Производственная функция, которая вытекает из главной цели создания и функционирования предприятий – получения прибыли. Ее реализация возможна только за счет производства продукции, работ и услуг, необходимых обществу.
6. Логистика. Данная функция реализуется в результате приобретения сырья, комплектующих, машин, оборудования и других материальных ценностей, необходимых для хозяйственной деятельности, организации кооперированных поставок узлов и деталей.
7. Экологическая функция, предусматривающая выпуск экологически чистой продукции и снижение ее природоемкости. Экологическая деятельность предприятия направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на окружающую среду.
8. Социальная функция. Обеспечивает условия для воспроизводства рабочей силы, материальную заинтересованность в результатах труда. Предприятие несет ответственность за производственный травматизм и обязано обеспечить безопасные условия труда своим работникам. Важной составляющей социальной деятельности является обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
Основными принципами функционирования производственного предприятия являются:
· организационно-административная обособленность;
· финансово-экономическая самостоятельность;
· производственно-техническое единство.
Организационно-административная обособленность означает, что предприятие имеет обособленное имущество, единый коллектив, единую администрацию и обладает правом юридического лица.
Финансово-экономическая самостоятельность заключается в том, что предприятие организует свою деятельность на основе самоокупаемости и имеет единую законченную форму учета и отчетности.
Производственно-техническое единство обеспечивается совокупностью основных средств (зданиями, сооружениями, машинами, оборудованием и др.), объединенных в особые производственные подразделения и части, технологически связанные в процессе производства продукции (работ и услуг).
Однако, помимо этой главной цели, коммерческая организация может иметь и другие цели, такие как:
1. Получение и максимизация прибыли до нужного уровня рентабельности. Целью здесь является достижение определенного уровня прибыли и ее увеличение.
2. Завоевание или удержание большей доли рынка своего товара. Организация стремится увеличить свою долю на рынке, завоевывая новых клиентов и удерживая существующих.
3. Стремление добиться более высокого качества своей продукции. Организация может направить свои усилия на улучшение качества своей продукции или услуг, чтобы удовлетворить потребности клиентов лучше, чем конкуренты.
4. Стремление занять лидирующее положение в области технологий. Компания может развивать и внедрять новые технологии, чтобы быть лидером в своей отрасли и обеспечивать конкурентное преимущество.
5. Стремление занять лидирующее положение в отрасли или сфере деятельности. Организация может стремиться стать лидером на рынке, области или сфере деятельности, в которой она работает.
6. Максимально эффективное использование всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых). Организация может стремиться эффективно использовать ресурсы, чтобы снизить издержки и увеличить прибыль.
Некоммерческая организация имеет иные цели, не связанные с получением прибыли. Ее цели связаны с удовлетворением других потребностей общества, таких как оказание благотворительной помощи, поддержка образования или экологическая защита.
Принципы функционирования коммерческой организации включают:
1. Принцип экономической эффективности - состоит в получении выручки при минимальных затратах и достижении прибыли и уровня рентабельности.
2. Принцип финансовой устойчивости (равновесия) - предусматривает своевременное выполнение всех финансовых обязательств организации.
3. Коммерческий принцип - предполагает производство и продажу продукции, соответствующей требованиям рынка.
Функции предприятия включают:
1. Управление финансами - обеспечивает финансовую устойчивость и ликвидность предприятия.
2. Управление персоналом - включает отбор, прием и обучение персонала, а также эффективное использование его в работе.
3. Функция исследования и разработки - направлена на создание новых продуктов и технологий для повышения эффективности производства и расширения рынка сбыта.
4. Маркетинг - осуществляется для исследования рынка, определения потребностей и запросов потребителей, привлечения заказов и успешной реализации продукции.
5. Производственная функция - связана с производством товаров, работ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
6. Логистика - организует приобретение сырья, материалов, оборудования и других необходимых ресурсов для хозяйственной деятельности предприятия.
7. Экологическая функция - направлена на снижение негативного влияния производства на окружающую среду и выпуск экологически чистой продукции.
8. Социальная функция - обеспечивает условия труда, подготовку и повышение квалификации персонала, а также безопасные условия труда.
Организационно-административная обособленность означает, что предприятие имеет обособленное имущество, единую администрацию и право юридического лица.
Финансово-экономическая самостоятельность предполагает, что организация осуществляет свою деятельность на основе самоокупаемости и имеет единую форму учета и отчетности.
Производственно-техническое единство означает, что предприятие объединяет свои основные средства в производственные подразделения и части, технологически связанные в процессе производства.
Организация может иметь разные цели и осуществлять различные функции, в зависимости от ее типа и стратегии развития. Важно для организации определить и понять свои цели и функции, чтобы успешно функционировать и достигать желаемых результатов.