Вариант 2
1. Диалог оратора со слушателями — это, прежде всего…
а) конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы;
б) оперативные ответы на во аудитории;
в) духовный контакт оратора и публики;
г) полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него. ( )
2. Избыточное употребление слов в речи — это…
а) оксюморон; б) антитеза; в) интерпретация; г) плеоназм. ( )
3. Сравнение — это…
а) троп, с которого одно выражение заменяется другим;
б) намеренное преувеличение свойств объекта речи;
в) преувеличение каких-либо свойств или качеств описываемого предмета;
г) сопоставление двух явлений для пояснения одного при другого. ( )
4. В каком варианте нет фразеологизма?
а) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.
б) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
в) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
г) Не знаю, сколько времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. ( )
5. В информационной речи может быть предложена тема…
а) «События за рубежом»;
б) «Зачем нужно изучать риторику»;
в) «Я люблю « фантастическое кино»;
г) «Зимний лес». ( )
6. Укажите троп, который применяется в предложении : «Мы все глядим в Наполеоны» (А. Пушкин).
а) аллегория; б) метафора; в) оксюморон; г) антономазия. ( )
7. Укажите жанр, к которому относится фрагмент публичного выступления: «Перейдём к следующему качеству ума. Это свобода, абсолютная свобода мысли, свобода, доходящая прямо до абсурдных вещей, до того, чтобы сметь отвергнуть то, что установлено в науке как непреложное. Если я такой смелости, такой свободы не допущу, я нового никогда не увижу». (И. Павлов)
а) Отчёт; б) научный доклад; в) научное сообщение; г) лекция. ( )
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
а) Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
б) По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
в) Учительница, разумеется, до конца сказала бы все, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
г) Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони. ( )
9. Дайте письменную характеристику собственной речевой культуре по следующим параметрам: знание правил русского языка; умение грамотно писать и говорить; умение слушать;с владение речевым этикетом; умение дифференцированно использовать языковые средства в разных ситуациях общения; навыки выступлений перед аудиторией; наличие в речи слов-паразитов вульгарных оборотов. ( )
10. Напишите краткое сочинение-эссе «Чем может общая риторика лично вам в вашей будущей профессии?» ( )