В работе историка – важно уметь анализировать источник. Перед вами фрагмент исторического документа – рассказ русского дипломата Григория Истомы, побывавшего в Лапландии в 1496 году. О каком народе идет речь в документе? Почему люди, упоминаемые в документе, «охотно допускали» в свои стойбища (название становищ кочевников) купцов? Прослеживается ли в документе культурно-цивилизационное влияние русских на этот народ? Если да, приведите подтверждение. «В качестве подати они платят меха и рыбу… Заплатив же годовую подать, они хвалятся, что никому ничего не должны и что они независимы… Они все весьма искусные стрелки, так что, сели находят на охоте каких-нибудь боле благородных зверей, умерщвляют их стрелою, пущенною в морду, чтобы получить таким образом шкуру целую и невредимую. Они охотно допускают купцов, которые привозят им платье (т. е, одежду) из толстого сукна, а также топоры, иглы, ложки, ножи, кубки, муку, горшки и другое в том же роде, так что едят уже вареную пищу и приняли более человеческие обычаи. Они носят платье, которое шьют сами из шкур различных зверей, и в таком одеянии являются в Московию… Золотой и серебряной монеты они не употребляют вовсе, а довольствуются только обменом предметов… Свои шалаши прикрывают они древесною корою и нигде не имеют определенных жилищ, но, истребив на одном месте зверей и рыб, переселяются в другое».
Люди, которых упоминают в документе, "охотно допускали" в свои стойбища купцов, потому что они нуждались в торговле и товарами, которые купцы привозили. Как упоминается в документе, купцы приносили им различные предметы первой необходимости, такие как одежда, орудия труда, посуда и мука. Купцы также предлагали им уже приготовленную пищу, что позволяло лапландцам принимать более цивилизованные обычаи и образ жизни.
В документе можно проследить культурно-цивилизационное влияние русских на этот народ. Как указано, лапландцы носят платье, сделанное из шкур различных зверей, и в таком одеянии они являются в Московию. Это говорит о влиянии русской культуры на их обычаи и стиль одежды. Кроме того, автор отмечает, что купцы привозят им платье из толстого сукна и другие предметы русского происхождения.
Также в документе указано, что лапландцы не используют золотую и серебряную монеты, а предпочитают обмениваться предметами. Это может указывать на то, что они в значительной мере живут вне денежного обращения, в отличие от русской культуры, где золото и серебро широко используются в качестве средства обмена.
В целом, данный фрагмент исторического документа позволяет сделать вывод о культурно-цивилизационном влиянии русских на лапландцев. Вместе с тем, следует отметить, что документ не дает полной картины взаимодействия этих двух народов и описывает только определенные аспекты их взаимодействия.