Славянофилы, в круг которых входили почти исключительно представители просвещенного дворянства — А. С. Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские, братья Константин и Иван Аксаковы ГО. Ф. Самарин, А. И, Кошелев, — предлагали свою оригинальную точку зрения на историческое развитие России, Наша страна, по их мнению, долгое время шла совершенно иным путём, нежели Западная Европа. В этом они были вполне согласны с Чаадаевым, но там, где тот видел зло, славянофилы находили благо, и наоборот.
С точки зрения славянофилов, настоящая русская история заканчивалась там, где для западников она начиналась, — при Петре I. Именно он, доказывали славянофильг, ввёл в России, по примеру Германии, крепостное право, разделившее русский народ, до того единый духовно, на господ и рабов. Господам — дворянам — он к тому же привил западные нравы, обычаи, культуру, окончательно оторвав их этим от народа. Лишь простой народ сохранил в себе то лучшее^ что было в допетровской Руси, — общинные традиции и верность православию. Именно при Петре I государство приобрело деспотический характер, совершенно перестав считаться с народом.
Славянофилы призывали восстановить допетровские устои общественной и государственной жизни в современной им России. Прежде всего, считали они, необходимо возродить духовное единство народа, а для этого следует отменить крепостное право, непреодолимой преградой отделяющее крестьян от остального населения. Затем сохраняя самодержавный строй, нужно изжить его деспотический характер, наладить утраченную взаимосвязь между государством и народом. Этой цели славянофилы надеялись достичь введением самой широкой гласности; мечтали они и о возрождении Земских соборов.
С точки зрения славянофилов, настоящая русская история заканчивалась там, где для западников она начиналась, — при Петре I. Именно он, доказывали славянофильг, ввёл в России, по примеру Германии, крепостное право, разделившее русский народ, до того единый духовно, на господ и рабов. Господам — дворянам — он к тому же привил западные нравы, обычаи, культуру, окончательно оторвав их этим от народа. Лишь простой народ сохранил в себе то лучшее^ что было в допетровской Руси, — общинные традиции и верность православию. Именно при Петре I государство приобрело деспотический характер, совершенно перестав считаться с народом.
Славянофилы призывали восстановить допетровские устои общественной и государственной жизни в современной им России. Прежде всего, считали они, необходимо возродить духовное единство народа, а для этого следует отменить крепостное право, непреодолимой преградой отделяющее крестьян от остального населения. Затем сохраняя самодержавный строй, нужно изжить его деспотический характер, наладить утраченную взаимосвязь между государством и народом. Этой цели славянофилы надеялись достичь введением самой широкой гласности; мечтали они и о возрождении Земских соборов.