Грузины, так же как и поляки, представляли собой в Российской империи тип «старой», дворянской нации. Однако она была более интегрирована в российскую политическую и социальную систему. К началу XX в. происходил явный экономический упадок грузинского дворянства, а экономическое и политическое влияние в городах, прежде всего в Тифлисе, получала армянская буржуазия. Это привело к парадоксальному явлению в грузинском национальном движении, которое с 60-х гг. XIX в. вступило в фазу интенсивной национальной и социальной мобилизации. Наиболее сильные позиции имели здесь социал-демократы. При этом грузинские социал-демократы не создали собственных национальных партий, а влились в российское социал-демократическое движение, нередко занимая в нем видные позиции (Н. Жордания, И. Джугашвили и др.). Таким образом, задачи национального освобождения Грузии отодвигались на второй план. Очевидно, марксизм представлялся деятелям грузинского национального движения более действенным оружием в борьбе против главных противников — армянской буржуазии и российской администрации.
Другой христианский народ Закавказья — армяне значительно отличались от грузин: у них сохранилась лишь незначительная дворянская прослойка, а их элиту составляло богатое городское купечество и духовенство. К тому же значительное влияние на национальное движение этого народа оказывало то обстоятельство, что большинство армян проживало не в российской Армении, а в других частях Закавказья, в Османской империи и в виде общин-диаспор было рассеяно во многих странах мира.
Другой христианский народ Закавказья — армяне значительно отличались от грузин: у них сохранилась лишь незначительная дворянская прослойка, а их элиту составляло богатое городское купечество и духовенство. К тому же значительное влияние на национальное движение этого народа оказывало то обстоятельство, что большинство армян проживало не в российской Армении, а в других частях Закавказья, в Османской империи и в виде общин-диаспор было рассеяно во многих странах мира.