Тест № 5 по Теме: Общество и основы философского анализа 1. Политическая организация, имеющая своей целью охранять существующий порядок и регулировать отношения между классами – это:
a) профсоюзы; b) государство; с) лидирующая политическая партия; d) суд
2. По мнению О. Конта, основным условием стабильности, возможности нормального существования и развития общества является:
a) гармония; b) хорошая конституция; с) морально-политическое единство; d) традиция
3. Что является базисом общества при формационном подходе к его анализу?:
a) материально-техническая база; b) идеология; с) совокупность производственных отношений; d) духовное производство
4. Религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие общества определяется таинственными, внешними по отношению к нему силами:
a) провиденциализм; b) пантеизм; с) детерминизм; d) панлогизм
5. Кто из французских философов-просветителей заявлял: «Общество даёт человеку власть над другими животными»?:
a) Вольтер; b) Ж. Даламбер; с) Д. Дидро; d) Ж.-Ж. Руссо
6. Сферы общественной жизни в структурном отношении называются: a) формами организации общества; b) фрагментами общества; с) подсистемами общества; d) элементами общества
7. К сферам общественной жизни как системно-структурным образованиям не относится:
a) духовная жизнь; b) политика; с) социальная жизнь; d) торговля
8. Знаменитый Пифагор справедливо считал, что «одинаково опасно и безумному вручать меч, и бесчестному (…)». Укажите пропущенное слово:
a) охрану имущества; b) власть; с) тайну; d) награду
9. Главным показателем экономического развития страны является:
a) валовой внутренний продукт; b) рост народонаселения; с) уровень потребления материальных благ; d) производительность труда
10. Сущность искомого, по мнению И. Канта, – «служить общению между людьми, быть средством передачи, созидания культурных ценностей и традиций»:
a) искусство; b) язык; с) политика; d) наука
2. По мнению О. Конта, основным условием стабильности, возможности нормального существования и развития общества является морально-политическое единство (ответ с). Он полагал, что только через развитие общих ценностей и норм, а также установление межличностных связей и доверия можно обеспечить стабильность общества. Гармония (ответ a) - это состояние согласованности и взаимодействия, хорошая конституция (ответ b) - это законодательный акт, который определяет права и обязанности граждан и организаций, традиция (ответ d) - это устойчивая форма поведения и образ действий, передаваемые из поколения в поколение.
3. Базисом общества при формационном подходе к его анализу является совокупность производственных отношений (ответ с). Формационный подход в философии и социологии предполагает классификацию общества на основе его экономической структуры. Основой этой структуры являются производственные отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ. Материально-техническая база (ответ a) - это совокупность технологий, средств производства и материальных ресурсов, идеология (ответ b) - это система убеждений и идей, духовное производство (ответ d) - это создание духовных ценностей, таких как литература, искусство, наука.
4. Религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие общества определяется таинственными, внешними по отношению к нему силами, называется пантеизмом (ответ b). Пантеизм говорит о том, что Бог или высшая сила есть в природе и во всем сущем, именно они определяют развитие общества. Провиденциализм (ответ a) - это философская концепция, согласно которой развитие общества определяется предопределенной волей высшей силы, детерминизм (ответ с) - это философский принцип, говорящий о том, что все события определены причинно-следственными связями, панлогизм (ответ d) - это философское учение, говорящее о том, что все явления объясняются законами логики.
5. Французский философ-просветитель, который заявил: «Общество даёт человеку власть над другими животными», это Ж.-Ж. Руссо (ответ d). Руссо считал, что общество и человек должны существовать в согласии с природой, а не в угнетении и порабощении друг друга. Вольтер (ответ a), Ж. Даламбер (ответ b) и Д. Дидро (ответ с) - это также известные французские философы-просветители, но они не высказывали эту конкретную фразу.
6. Сферы общественной жизни в структурном отношении называются подсистемами общества (ответ с). Подсистемы общества - это различные сферы его деятельности, такие как экономика, политика, культура, образование и др. Формами организации общества (ответ a) - это структуры и институты, фрагментами общества (ответ b) - это отдельные элементы или составляющие общества, элементами общества (ответ d) - это составные части общества, такие как люди, институты, структуры и др.
7. К сферам общественной жизни как системно-структурным образованиям не относится торговля (ответ d). Духовная жизнь (ответ a), политика (ответ b) и социальная жизнь (ответ с) являются основными сферами общественной деятельности, которые имеют свои особенности и функции. Торговля, хотя и является важной сферой общественной жизни, не рассматривается как системно-структурное образование в данном контексте.
8. Пропущенное слово в фразе «одинаково опасно и безумному вручать меч, и бесчестному (...)», составляет власть (ответ b). Знаменитый Пифагор считал, что и безумный, и бесчестный могут злоупотреблять властью и причинять вред окружающим. Охрана имущества (ответ a), тайна (ответ с) и награда (ответ d) - это различные понятия, которые не связаны непосредственно с данной фразой.
9. Главным показателем экономического развития страны является валовой внутренний продукт (ответ a). Валовой внутренний продукт (ВВП) - это сумма стоимости всех конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за определенный период времени. Рост народонаселения (ответ b) - это изменение численности населения, уровень потребления материальных благ (ответ с) - это объем потребления товаров и услуг, производительность труда (ответ d) - это отношение объема производства к затратам труда.
10. Сущность искомого, по мнению И. Канта, – «служить общению между людьми, быть средством передачи, созидания культурных ценностей и традиций», это язык (ответ b). Язык является основным средством общения и передачи информации в обществе, а также созидает и представляет культурные ценности и традиции. Искусство (ответ a), политика (ответ с) и наука (ответ d) также играют важные роли в общественной жизни и развитии, но они не связаны прямо с данным определением.