Тема: Сравнение философии с другими отраслями культуры.
Задание 1. Прочитайте текст из учебника. Составьте из него краткий конспект
Философия в качестве самосознания культуры (как рефлексия стать над специальными знаниями и достижениями, а порою и амбициями представителей той или иной области культуры. Она позволяет критически оценить их действительные достижения, как и неправомерные притязания на лидерство и всеобщую значимость. В этом заключается критически-рефлексивная функция философии. Не «голая» критика, не нигилизм, а кон-структивно - ориентированное сознание, стоящее над узким горизонтом специальной области, позволяет философии выявлять односторонние притязания как научных (сциентистских) и технократических, так и религиозных, и идеалистических ориентаций, раскрывая широкие горизонты бытия, многоцветную палитру мировосприятия и человеческого жизне-проживания. Философии присущ ряд функций, по названию и основному содержанию совпадающих с соответствующими областями философского знания: гносеологической, аксиологическая, логическая, этическая, эстетическая. Философия также выполняет функции систематизации, интеграции, интернационализации знаний и деятельности, воспитательную, гуманистическую и ряд других функций. В каждой области культуры возникают во требующие общих, философских размышлений и решений, которые принципиально нельзя осуществить, оставаясь в границах специальных областей. Поэтому возникают и развиваются сферы философии (и методологии) той или иной отрасли культуры. Взаимодействие философии с разными областями знания приводит к появлению пограничных между ними философских во математики, физики, химии, биологии, истории, литературы, политики, религии). Результаты философской рефлексии позволяют говорить о наличии в настоящее время довольно многочисленных «философий» как специальных отраслей – философии науки (биологии, истории т.д.), техники, природы, политики, права, морали, искусства, религии, экономики, воспитания, образования и т.д. В формировании человека высокой культуры изучение философии играет заметную роль, позволяя сравнивать и осознанно выбирать конструктивные идеи оснований бытия и познания. Философия (её идеи, регулятивные принципы и нормы), являясь ядром, центром сознательно формируемого мировоззрения, может оказывать существенное влияние на процессы воспитания и самовоспитания. Известный своими педагогическими трудами С.И.Гессен (1887-1950) охарактеризовал педагогику как прикладную философию. Значение философии понимали уже в Древнем мире. Эпикур считал занятия философией необходимыми «для здоровья души», для «отсутствия страха перед будущим». Человеку, сказавшему, что ему нет дела до философии, Диоген Синопский (404-323 до н.э.; по легенде он жил в бочке) возразил: «Зачем же ты живёшь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?». Краткая и содержательная характеристика значения философии выражена в афоризмах классиков Х1Х века. Выдающийся немецкий философ-идеалист Г. В. Гегель рассматривал философию как исторически меняющуюся духовную сферу. У Гегеля философия «духовная квинтэссенция (концентрированное выражение – В.И.) эпохи». Близок к этому образ, использованный для характеристики значения философии основоположником диалектического материализма К. Марксом. У Маркса философия – «эпоха, схваченная в мысли». Закончить разговор о значении философии можно словами нашего соотечественника П.Л. Лаврова (ХIХ в.), заметившего, что философия сообщает человеческую сторону другим деятельностям человеческого духа, осмысливает их для человека, и что философствовать – это развивать в себе человека как единое стройное существо