Тайны грамматики
Сейчас любой школьник, наверное, без труда отличит прилагательное от существительного. Например, зелень листьев - зелёные листья. Смысл один, но зелень - существительное, хотя и обозначает цвет, а зелёные - прилагательное. Что их отличает? Формальные признаки, особое оформление слова. У прилагательных свои окончания. Золото волос - слово золото определяет предмет, указывая на его качество, цвет, как прилагательное, но по форме слова оно существительное. Посуда из серебра - то же самое, что серебряная посуда, но части речи разные.
Или, например, больной... Впрочем, здесь уже не так всё и не каждый школьник при грамматическом разборе сразу сообразит, в чёт дело больной или больной человек? У слов военный, рабочий, учёный и т.п. все, как у прилагательных, но они могут быть и существительными. Выходит, одно слово может быить и прилагательным, и существительным.
Всякое слово кажется пока мы не заглядываем в него поглубже. Вполне обычно слово пропасть - существительное женского рода. Но живой язык и здесь задаёт нелёгкие задачи. Вот три примера из классической литературы: 1. Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки (М.Ю. Лермонтов). 2. Я нашла пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять-то (А.Н. Островский). 3. - Тьфу пропасть! - говорит она, и тот дурак, кто слушает людских всех врак (И.А. Крылов).
С первым предложением всё Пропасть, как указывается в словаре, означает: "глубокая, отвесная впадина на земной поверхности..." Во втором предложении слово пропасть не только изменило смысл (приобрело значение множества), это уже и не существительное. А что же - числительное? Наречие? В третьем предложении оно вообще не имеет как будто никакого значения, а оказывается восклицанием, выражающим досаду, раздражение, неудовольствие, другими словами, междометием.
Учёные, выделяя классы, группы слов и формы, стараются наиболее полно и точно описать структуры языка, но взгляды учёных меняются, наука развивается. Мы привыкаем к определённым классификациям, однако это условное деление; абсолютно строгое и чёткое разграничение провести не всегда возможно: слова могут переходить из одной части речи в другую, в одних и тех же классах слов обнаруживаются грамматические признаки разных частей речи, границы между ними неустойчивые. Может быть, это недостаток языка? Нет, это признак высокого развития языка, его выражать тончайшие оттенки мысли, это грамматическая основа гибкости языка.
В заключение своей статьи о частях речи академик Л.В. Щерба писал: " ... Я начинаю слышать тот стон, который идёт из учительских рядов "как всё это сложно! Неужели всё это можно нести в школу? Нам надо бы что-нибудь попроще, поотчётливее..." К сожалению, жизнь людей не и если мы хотим изучать жизнь, - а язык есть кусочек жизни людей, - то это не может быть и схематично. Всякое упрощение, схематизация грозит разойтись с жизнью, а главное, перестаёт учить наблюдать жизнь и её факты, перестаёт учить вдумываться в её факты".
(Это текст работы)
Задание № 1
Передайте содержание фрагмента текста в виде схемы. Грамматическая основа гибкости языка.
Задание № 2
Автор текста считает, что грамматика выражать тончайшие оттенки мысли. Согласны ли вы с автором? Свой ответ обоснуйте, используя информацию прочитанного текста.
Задание № 3
Какой из примеров, данных в тексте, вам особенно запомнился? Почему?
1234567890-09876545нгшщзх