Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений
"Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Гротеск
Вид сатирической типизации, про котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического
"Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговарить, как будто ничего с ними не случилось". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Фантастика
Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни
Д. Свифт "Путешествие Гулливера"
Эзопов язык
Вид подцензурного иносказания, намерено маскирующий идею автора
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Ирония
Тонкая, скрытая насмешка
"Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?" И. А. Крылов
Сарказм
Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа
"Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Пословица. Концовка "Невского проспекта" Н. В. Гоголя
Аллегория
Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа
Лиса в русских народных сказках - аллегория хитрости, ловкости; волк - аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа
Название сатирического приема
Краткая характеристика
Пример
Гипербола
Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений
"Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Гротеск
Вид сатирической типизации, про котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического
"Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговарить, как будто ничего с ними не случилось". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Фантастика
Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни
Д. Свифт "Путешествие Гулливера"
Эзопов язык
Вид подцензурного иносказания, намерено маскирующий идею автора
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Ирония
Тонкая, скрытая насмешка
"Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?" И. А. Крылов
Сарказм
Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа
"Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Пословица. Концовка "Невского проспекта" Н. В. Гоголя
Аллегория
Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа
Лиса в русских народных сказках - аллегория хитрости, ловкости; волк - аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа