1. Ввели в научны оборот синоним понятия “цивилизация”
культурно-исторический тип
великие культуры
локальные цивилизации
2. Монография, в которой изложили свою теорию исторического развития
“Россия и Европа” (1869 г.)
“Закат Европы” (1918-1922 гг.)
“Изучение истории” (1934-1961 гг.)
3. Типология цивилизаций
Он насчитывает десять цивилизаций в мировой истории:
египетскую;
китайскую;
ассирийско-вавилоно-финикийска-халдейскую или древнесемитическую;
индийскую;
славянскую;
еврейскую;
греческую;
римскую;
новосемитическую или аравийскую;
германо-романскую или европейскую;
Две цивилизации - мексиканскую и перуанскиую или американскую выделял в отдельную группу, так как они умерли насильственной смертью на ранней стадии развития.
Он выделяет восемь типов культур:
египетскую;
индийскую;
вавилонскю;
китайскую;
"апполоновскую" (греко-римскую);
"фаустовскую" (западноевропейскую);
культуру майя;
русскую.
Из этих культур мексиканская погибла насильственной смертью, арабская и русская потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение.
В первоначальном варианте Тойнби выделял 21 относительно замкнутую цивилизацию (сократив их число затем до 13, не считая второстепенных, побочных и недоразвитых):
западную;
две православные (русскую и византийскую);
иранскую;
арабскую;
индийскую;
дальневосточную в Корее и Японии;
античную;
сирийскую;
китайскую;
шумерска-хеттска-вавилонскую;
мексиканскую;
цивилизацию майя;
египетскую.
4. Определение исторического процесса
Не существует всемирной истории, а есть лишь история отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций), имеющих индивидуальный замкнутый характер.
Что история предстает не как единый процесс, а как множество «великих культур»
Всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных, относительно замкнутых цивилизаций - локальных цивилизаций.
5. Основные закономерности развития цивилизаций
Данилевский считал, что каждый из культурно-исторических типов проходит в своем развитии три стадии:
этнографическую (древнюю), которая начинается с момента выделения племени от родственных с ним племен и обретения способности к самобытной деятельности;
политическую (государственную), когда народы выходят из чисто этнографической формы бытия, строят свое государство и обеспечивают свою политическую независимость;
цивилизационную, которая, как правило, обеспечивается толчком извне и обеспечивает народам возможность реализации своих духовных идеалов в науке, искусстве, общественном благоустройстве и личном благосостоянии.
Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов:
детство,
юность,
зрелость и старость.
Не пытается выяснить причины возникновения культур и движущих факторов их развития, поскольку, с его точки зрения, принцип причинности не применим к истории. Рождение великих культур — это всегда необъяснимая тайна.
Каждая цивилизаций проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Некоторые из них погибают, не успев расцвести, иные останавливаются в развитии и застывают в монотонном прозябании.
6. Прогнозы развития Западного общества
Он считал, что Европа уже вступила в период упадка (вторая половина ХІХ века)
Несмотря на присущие ей признаки надлома и разложения, А. Тойнби надеется на ее будущую жизнеспособность. Спасение переживающей кризис западной цивилизации может прийти от "единения в духе", благодаря объединению существующих мировых религий и приобщения к вселенской религии.
7. Место славянской цивилизации в историческом процессе
Славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил (вторая половина ХІХ века)
Русская «великая культура» потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение, но возрождается
Большое будущее, т.к. русское общество имеет многовековую историю и религию
8. Отличительные черты концепции
Через свою концепцию исторического развития хотел объяснить частную проблему – Почему Европа (Запад) враждебно относится к России
Понятие «цивилизация» носит отрицательный характер – «окостенелая культура»
Тойнби в своих конечных выводах стремится реставрировать идею мировой истории вопреки самодовлеющей замкнутости отдельных цивилизаций на основе культурной преемственности и духовного единства мировых религий.
Критерии сравнения
Н. Я. Данилевский (1822-1885 гг.)
О. Шпенглер (1880-1936 гг.)
А. Тойнби (1889-1975 гг.)
1. Ввели в научны оборот синоним понятия “цивилизация”
культурно-исторический тип
великие культуры
локальные цивилизации
2. Монография, в которой изложили свою теорию исторического развития
“Россия и Европа” (1869 г.)
“Закат Европы” (1918-1922 гг.)
“Изучение истории” (1934-1961 гг.)
3. Типология цивилизаций
Он насчитывает десять цивилизаций в мировой истории:
египетскую;
китайскую;
ассирийско-вавилоно-финикийска-халдейскую или древнесемитическую;
индийскую;
славянскую;
еврейскую;
греческую;
римскую;
новосемитическую или аравийскую;
германо-романскую или европейскую;
Две цивилизации - мексиканскую и перуанскиую или американскую выделял в отдельную группу, так как они умерли насильственной смертью на ранней стадии развития.
Он выделяет восемь типов культур:
египетскую;
индийскую;
вавилонскю;
китайскую;
"апполоновскую" (греко-римскую);
"фаустовскую" (западноевропейскую);
культуру майя;
русскую.
Из этих культур мексиканская погибла насильственной смертью, арабская и русская потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение.
В первоначальном варианте Тойнби выделял 21 относительно замкнутую цивилизацию (сократив их число затем до 13, не считая второстепенных, побочных и недоразвитых):
западную;
две православные (русскую и византийскую);
иранскую;
арабскую;
индийскую;
дальневосточную в Корее и Японии;
античную;
сирийскую;
китайскую;
шумерска-хеттска-вавилонскую;
мексиканскую;
цивилизацию майя;
египетскую.
4. Определение исторического процесса
Не существует всемирной истории, а есть лишь история отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций), имеющих индивидуальный замкнутый характер.
Что история предстает не как единый процесс, а как множество «великих культур»
Всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных, относительно замкнутых цивилизаций - локальных цивилизаций.
5. Основные закономерности развития цивилизаций
Данилевский считал, что каждый из культурно-исторических типов проходит в своем развитии три стадии:
этнографическую (древнюю), которая начинается с момента выделения племени от родственных с ним племен и обретения способности к самобытной деятельности;
политическую (государственную), когда народы выходят из чисто этнографической формы бытия, строят свое государство и обеспечивают свою политическую независимость;
цивилизационную, которая, как правило, обеспечивается толчком извне и обеспечивает народам возможность реализации своих духовных идеалов в науке, искусстве, общественном благоустройстве и личном благосостоянии.
Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов:
детство,
юность,
зрелость и старость.
Не пытается выяснить причины возникновения культур и движущих факторов их развития, поскольку, с его точки зрения, принцип причинности не применим к истории. Рождение великих культур — это всегда необъяснимая тайна.
Каждая цивилизаций проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Некоторые из них погибают, не успев расцвести, иные останавливаются в развитии и застывают в монотонном прозябании.
6. Прогнозы развития Западного общества
Он считал, что Европа уже вступила в период упадка (вторая половина ХІХ века)
Кризисные умонастроения, предвещал грядущую гибель Запада.
Несмотря на присущие ей признаки надлома и разложения, А. Тойнби надеется на ее будущую жизнеспособность. Спасение переживающей кризис западной цивилизации может прийти от "единения в духе", благодаря объединению существующих мировых религий и приобщения к вселенской религии.
7. Место славянской цивилизации в историческом процессе
Славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил (вторая половина ХІХ века)
Русская «великая культура» потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение, но возрождается
Большое будущее, т.к. русское общество имеет многовековую историю и религию
8. Отличительные черты концепции
Через свою концепцию исторического развития хотел объяснить частную проблему – Почему Европа (Запад) враждебно относится к России
Понятие «цивилизация» носит отрицательный характер – «окостенелая культура»
Тойнби в своих конечных выводах стремится реставрировать идею мировой истории вопреки самодовлеющей замкнутости отдельных цивилизаций на основе культурной преемственности и духовного единства мировых религий.