Преимущественно крестьянские дети, а также принадлежащие к другим сословиям: духовенства, дворян, мещан, купцов и отставных низших воинских чинов
Детей учили Закону Божию, молитвам, основам письма и счета, краткой церковной и российской истории
Принадлежали Русской православной церкви. Церковь считала главной задачей воспитание верности православию и царю, а не приобретение знаний
Народные училища
начальное
Обучение Закону Божию, русскому языку, основам арифметики, церковному
пению, ремеслам (для мальчиков) и рукоделию (для девочек)
Относились к Министерству народного просвещения. Наиболее прогрессивный тип школ
Классические гимназии
среднее
дети дворянства, чиновников, духовенства, городской буржуазии и зажиточных крестьян (только юноши)
Специализировались на гуманитарных науках
Выпускники имели право без экзаменов поступать
в университеты
Реальные гимназии
среднее
Специализировались на естественных и технических науках
Выпускники имели право без экзаменов поступать в технические
институты
Вывод: После восстания 1863-1864 гг. в Беларуси проводилась школьная реформа, в результате которой школа объявлялась всесословной, вводилась преемственность между различными уровнями обучения. Начальное образование можно было получить в народных и городских училищах, церковноприходских школах и школах грамоты. Большая роль в образовании отдавалось церкви. На первый план выходили не знания, а преданность Богу и царю. Тем не менее, начальные школы, находившиеся в ведении православной церкви, стали самым распространенным типом начальных заведений. Однако, если начальное образование теперь было доступно для всех слоев населения, то среднее образование могли получить только дети более высоких сословий. Учеба в классических и реальных гимназиях давала возможность в дальнейшем получения высшего образования, но уже за пределами Беларуси.
Тип учебного заведения
Даваемое образование
Учащиеся
Специализация
Дополнительная информация
Церковноприходские школы
начальное
Преимущественно крестьянские дети, а также принадлежащие к другим сословиям: духовенства, дворян, мещан, купцов и отставных низших воинских чинов
Детей учили Закону Божию, молитвам, основам письма и счета, краткой церковной и российской истории
Принадлежали Русской православной церкви. Церковь считала главной задачей воспитание верности православию и царю, а не приобретение знаний
Народные училища
начальное
Обучение Закону Божию, русскому языку, основам арифметики, церковному
пению, ремеслам (для мальчиков) и рукоделию (для девочек)
Относились к Министерству народного просвещения. Наиболее прогрессивный тип школ
Классические гимназии
среднее
дети дворянства, чиновников, духовенства, городской буржуазии и зажиточных крестьян (только юноши)
Специализировались на гуманитарных науках
Выпускники имели право без экзаменов поступать
в университеты
Реальные гимназии
среднее
Специализировались на естественных и технических науках
Выпускники имели право без экзаменов поступать в технические
институты
Вывод: После восстания 1863-1864 гг. в Беларуси проводилась школьная реформа, в результате которой школа объявлялась всесословной, вводилась преемственность между различными уровнями обучения. Начальное образование можно было получить в народных и городских училищах, церковноприходских школах и школах грамоты. Большая роль в образовании отдавалось церкви. На первый план выходили не знания, а преданность Богу и царю. Тем не менее, начальные школы, находившиеся в ведении православной церкви, стали самым распространенным типом начальных заведений. Однако, если начальное образование теперь было доступно для всех слоев населения, то среднее образование могли получить только дети более высоких сословий. Учеба в классических и реальных гимназиях давала возможность в дальнейшем получения высшего образования, но уже за пределами Беларуси.