составить тезисный план по этой статье Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ
Игра – основное поле деятельности и контакта педагога и ребенка. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения. (К. Д. Ушинский)
Согласно Концепции модернизации образования стратегией российского общества на современном этапе является равный доступ молодых людей к полноценному, качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, места проживания и состояния здоровья. Доступ к образованию распространяется и на людей с ОВЗ, среди которых основную долю обучающихся представляют дети.
Основная цель образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ОВЗ, формирование коммуникативной компетенции для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она может и должна развивать и корректировать познавательные интересы и ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшей адаптации в обществе.
Задачи образования: – создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития; – формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
Сегодня в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности, учащихся с ОВЗ.
Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Значение игры в учебном процессе невозможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями.
Замечено: - в игре интенсивно развивается психика; - в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие; - в игре ребенок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание; - в условиях игры обогащается запас знаний ребенка о мире. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением и отдыхом, она перерасти в обучение и творчество.
Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Игра – как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и как форма организации жизни и деятельности детей, когда в игре, направляемой учителем, складываются определенные отношения между детьми, общественные и личные интересы.
Игра выполняет следующие функции:
Развлекательная. Основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений освоению общения.
Самореализация в обществе. Игра важна как сфера реализации себя как личности.
Игротерапевтическая. Игра, может быть, использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Диагностическая. Это деликатный, гуманный понаблюдать за ребенком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение воспитанника в коллективе, в семье.
Коррекционная. Коррекционные игры оказать учащимся с отклонением в поведении справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Социальная. Формирование личности, как полноправного члена коллектива. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Но у детей с ОВЗ, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления.