Боги в образе человека. Грек созерцал свое Божество. Главными богами были Олимпийские боги во главе с Зевсом
Римляне позаимствовали богов у древних греков, но главным был не только Юпитер (Зевс), а также Двуликий Янус. Боги были безликими. Римляне не имели права смотреть на своего бога. В римской религии соединились боги разных племен.
Литература
Мифология, легенды из жизни богов, трагедии, комедии. Знаменитые драматурги: Эсхил, Еврепид, Софокл, Аристофан. Великие ученые: Сократ, Платон, Гомер.
литературу римляне заимствовали у греков, особенно их мифологию. большое внимание уделялось ораторскому искусству, философии. великие поэты: вергилий, гораций, овидий.
Цари/императоры – покровители культуры
Приам, Перикл, Александр Македонский
Октавиан Август, Юлий Цезарь, Нерон и др.
Развлечения
олимпийские, пифийские, панафинские,истмийские игры, театральные представления
цирковые представления, гладиаторские бои, соревнования конницы, бега на ипподроме.
триумфальные арки, аркады, храмы в форме ротонды, пантеон (храм всех богов) с куполообразной крышей, акведуки, термы, коллизей. изобретен бетон.
Скульптура
Фидий, Мирон, Поликлет, Пракситель, Леохар, Лисипп. Главными в скульптуре были образы богов, в период эллинизма, в живописи – фаюмские портреты (образы юношей и девушек).
образы императоров – скульптурные портреты, конная статуя Марка Аврелия.
Музыка
гимны богам, музыкальное сопровождение во время театральных представлений. музыкальные инструменты: авлос,арфа, кифара, лира, сиринга, тимпан.
сольные пантомимы под музыку.
Приоритеты
главным для греков были красота, искусство, спорт,
главное для римлян – патриотизм, мужество, железная дисциплина, подчинение закону.
Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур
Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства
Религия
Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей
Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах); позднее появление антропоморфного взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии
Искусство
Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества («античное искусство»)
Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик
Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания
Архитектура Скульптура
Большие открытые сооружения, стоящие чаще на возвышениях, а не в низинах, как в Риме, меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание больше храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и. т. п.; отсутствие симметрии различных частей здания Открытые пластичные формы; отношение к форме, объему, пространству основано на концентрической динамике художественного мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное развитие реалистичности
Понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой скульптуры, за исключением жанра реалистического портрета, способствующее утрате черт натурализма
Литература, театр
На развитие литературы сильное влияние оказывает народное творчество, народная поэзия, распространение письменности. Развитие литературных жанров, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом; расцвет драматического искусства и жанра комедии, которая влияла на политику
Жанр сатуры; комедия масок; очень сильное влияние греческих образов на развитие римской трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического направления в литературе; влияние греческого искусства , зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития
Письменность и язык
Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения
Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация
Наука
Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук
Большее, нежели в Риме, внимание к теоретическим наукам
Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии
Быт
Относительно большая свобода женщины, полная власть детей над отцом; значение фамилий намного меньше, чем в Риме
Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни; более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия
Параметры для сравнения
Культура Древней Греции
Культура Древнего Рима
Представления о богах
Боги в образе человека. Грек созерцал свое
Божество. Главными богами были Олимпийские боги во главе с Зевсом
Римляне позаимствовали богов у древних греков, но главным был не только Юпитер (Зевс), а также Двуликий Янус. Боги были безликими. Римляне не имели права смотреть на своего бога. В римской религии соединились боги разных племен.
Литература
Мифология, легенды из жизни богов, трагедии, комедии. Знаменитые драматурги: Эсхил, Еврепид, Софокл, Аристофан.
Великие ученые: Сократ, Платон, Гомер.
литературу римляне заимствовали у греков, особенно их мифологию. большое внимание уделялось ораторскому искусству, философии. великие поэты: вергилий, гораций, овидий.
Цари/императоры – покровители культуры
Приам, Перикл, Александр Македонский
Октавиан Август, Юлий Цезарь, Нерон и др.
Развлечения
олимпийские, пифийские, панафинские,истмийские игры, театральные представления
цирковые представления, гладиаторские бои, соревнования конницы, бега на ипподроме.
Архитектура
греческие ордера
(колонны) Дорический, Ионнический, Коринфский.храмы в Антах, Простиль, Амфипростиль, Периптер. Акрополь с храмами богини Ники, Афины Парфенос, Эрехтейоном, Пинакотекой.
знаменитые архитекторы: ИктиниКалликрат.
триумфальные арки, аркады, храмы в форме ротонды, пантеон
(храм всех богов) с куполообразной крышей, акведуки, термы, коллизей. изобретен бетон.
Скульптура
Фидий, Мирон, Поликлет, Пракситель, Леохар, Лисипп. Главными в скульптуре были образы богов, в период эллинизма, в живописи – фаюмские портреты (образы юношей и девушек).
образы императоров – скульптурные портреты, конная статуя Марка Аврелия.
Музыка
гимны богам, музыкальное сопровождение во время театральных представлений. музыкальные инструменты: авлос,арфа, кифара, лира, сиринга, тимпан.
сольные пантомимы под музыку.
Приоритеты
главным для греков были красота, искусство, спорт,
главное для римлян – патриотизм, мужество, железная дисциплина, подчинение закону.
Критерий сравнения
Греческая культура
Римская культура
Общие черты общества и культуры
Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур
Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства
Религия
Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей
Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах); позднее появление антропоморфного взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии
Искусство
Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества («античное искусство»)
Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик
Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания
Архитектура Скульптура
Большие открытые сооружения, стоящие чаще на возвышениях, а не в низинах, как в Риме, меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание больше храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и. т. п.; отсутствие симметрии различных частей здания Открытые пластичные формы; отношение к форме, объему, пространству основано на концентрической динамике художественного мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное развитие реалистичности
Понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой скульптуры, за исключением жанра реалистического портрета, способствующее утрате черт натурализма
Литература, театр
На развитие литературы сильное влияние оказывает народное творчество, народная поэзия, распространение письменности. Развитие литературных жанров, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом; расцвет драматического искусства и жанра комедии, которая влияла на политику
Жанр сатуры; комедия масок; очень сильное влияние греческих образов на развитие римской трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического направления в литературе; влияние греческого искусства , зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития
Письменность и язык
Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения
Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация
Наука
Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук
Большее, нежели в Риме, внимание к теоретическим наукам
Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии
Быт
Относительно большая свобода женщины, полная власть детей над отцом; значение фамилий намного меньше, чем в Риме
Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни; более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия