Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон).
Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель).
Средние века
Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм).
Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм).
Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции (концептуалисты).
Новое время
Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм.
Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант).
Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка).
Историческая эпоха философии
Природа рационального познания
Античность
Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон).
Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель).
Средние века
Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм).
Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм).
Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции (концептуалисты).
Новое время
Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм.
Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант).
Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка).
Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель).
Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).
Вернуться к оглавле