Систематизируйте материал о реформах, создав в тетради таблицу «Либеральные реформы 1860-1870-x гг.» (необходимо указать название реформы, её основное содержание, значение)
1. Земская реформа (1864) — создание органов местного самоуправления (земств) в уездах и губерниях. Земские собрания выбирались из местного населения по трем куриям: крестьянской, городской и землевладельческой, от каждой из которых избиралась треть депутатов (земских гласных). Выборы от крестьянской курии были ступенчатыми: сначала избирались выборщики, и лишь из их числа — депутаты. Такая система выборов обеспечивала превосходство дворянства (составлявшего меньшинство населения) в составе земств. Земское собрание избирало свой исполнительный орган власти — земскую управу, во главе которой стоял уездный или губернский предводитель дворянства. Земства занимались вопросами местного благоустройства, здравоохранения, образования, транспорта, сельского хозяйства, статистики. Для этих целей они собирали с населения налоги и нанимали земских служащих, так называемый «третий элемент» земств (после земского собрания и земской управы). Городская реформа (1870) была проведена на принципах, аналогичных земской, и предусматривала создание органов местного самоуправления (городских дум) в городах. Выборы в городскую думу также происходили по куриям в зависимости от размера имущества, к выборам были допущены только те, кто платил налоги с имущества или недвижимости, то есть меньшинство городских жителей. Избираемый думой городской голова утверждался губернатором, который также имел право отменять любое решение думы. Судебная реформа (1864) преобразовала судебную систему России на основе принципов состязательности обвинения и защиты, гласности судопроизводства, независимости судей. Мировые суды, избиравшиеся органами местного самоуправления, действовали в составе одного судьи в уездах и городах, разбирая мелкие уголовные и гражданские дела. Окружные суды, действовавшие на территории нескольких губерний, состояли из судей, назначавшихся императором, рассматривали более сложные дела и принимали решения по уголовным делам с учетом мнения присяжных заседателей. Присяжные избирались из числа местных жителей, постоянно проживающих на данной территории и владеющих определенным имуществом, по жребию и утверждались губернатором. Более высокой инстанцией, куда можно было подать апелляцию на приговор окружного суда, являлась судебная палата, которая также рассматривала дела о должностных преступлениях чиновников. Самой высшей судебной инстанцией был Сенат. Судебная реформа стала одним из наиболее радикальных преобразований Александра И, тем не менее некоторые пережитки сословного неравенства в судебной системе сохранялись, например особые волостные суды для крестьян, которые могли приговаривать к телесным наказаниям. Военная реформа (1863-1870), проводившаяся под руководством военного министра Д. А. Милютина, включала в себя: • переход от рекрутского набора к всеобщей, всесословной воинской повинности (от службы в армии освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи); создание компактной и мобильной армии, которая на случай войны увеличивала численность за счет войск запаса; сокращение срока действительной службы с 25 до 6 лет в армии и 7 — на флоте, предоставление льгот по сроку службы лицам, имеющим среднее и высшее образование; отмену телесных наказаний в армии, за исключением штрафных частей, улучшение бытовых условий солдат, создание солдатских школ; реорганизацию и повышение качества военно-учебных заведений. Реформы образования и просвещения: появление разных типов начальных школ — государственных, земских, церковно-приходских, частных; создание двух типов средних школ — классических гимназий (гуманитарный профиль) и реальных гимназий, затем переименованных в реальные училища (технический профиль). Поступать в университет могли только выпускники классических гимназий. Обучение в средней школе было всесословным, но платным; уменьшение платы за обучение в университетах, увеличение количества мест; новый устав университетов (1864) предусматривал их автономию, выборность деканов и ректоров; развитие женского образования — появление женских гимназий и высших женских курсов, допуск девушек в университет в качестве вольнослушателей.