Следует отметить, что качественно школа XI—XII вв. ничем не отличалась от раннесредневековой: в ней также продолжали изучать «семь свободных искусств», к которым иногда добавлялась специализация — медицина, богословие или право. Отличие от предыдущего периода было количественным: с XI в. в Европе возросло число начальных и средних школ.
Существовало два типа учебных заведений: духовные (монастырские, приходские и кафедральные при соборах) и светские (городские, частные, муниципальные и гильдейские) школы. С XII в. на базе кафедральных школ возникли всеобщие школы, из которых вырастали новые учебные заведения, дававшие более глубокое образование — университеты (от лат. universitas — община, корпорация), которые представляли собой сообщества преподавателей и студентов (школяров). Университеты состояли из факультетов:
• низшего — артистического (от art — искусство), на котором изучались «семь свободных искусств» и который выполнял роль подготовительного отделения для тех, кто хотел специализироваться дальше;
• высших — медицинского, юридического и богословского.
Обучение в университете было платным. Студент, проучившийся несколько лет на артистическом факультете и освоивший «тривиум», мог сдать экзамен на степень бакалавра; освоив «квадривиум», — на степень магистра свободных искусств. Только магистрам свободных искусств разрешалось поступать на высшие факультеты. На высших факультетах также существовали степени бакалавра и магистра определенных наук (медицинских, юридических или богословских). В случае успешного окончания заведения студент мог претендовать на высшую ученую степень — доктора наук. Для наглядности систему средневекового образования можно представить в виде схемы.
Коллектив университетов был такой же корпорацией, как и ремесленный цех: школяры были подобны ученикам, бакалавры — подмастерьям, магистры — мастерам. Учитель может привести интересную статистику: из 100 начинающих студентов лишь 30—35 человек становились бакалаврами и 5—б — магистрами
Следует отметить, что качественно школа XI—XII вв. ничем не отличалась от раннесредневековой: в ней также продолжали изучать «семь свободных искусств», к которым иногда добавлялась специализация — медицина, богословие или право. Отличие от предыдущего периода было количественным: с XI в. в Европе возросло число начальных и средних школ.
Существовало два типа учебных заведений: духовные (монастырские, приходские и кафедральные при соборах) и светские (городские, частные, муниципальные и гильдейские) школы. С XII в. на базе кафедральных школ возникли всеобщие школы, из которых вырастали новые учебные заведения, дававшие более глубокое образование — университеты (от лат. universitas — община, корпорация), которые представляли собой сообщества преподавателей и студентов (школяров). Университеты состояли из факультетов:
• низшего — артистического (от art — искусство), на котором изучались «семь свободных искусств» и который выполнял роль подготовительного отделения для тех, кто хотел специализироваться дальше;
• высших — медицинского, юридического и богословского.
Обучение в университете было платным. Студент, проучившийся несколько лет на артистическом факультете и освоивший «тривиум», мог сдать экзамен на степень бакалавра; освоив «квадривиум», — на степень магистра свободных искусств. Только магистрам свободных искусств разрешалось поступать на высшие факультеты. На высших факультетах также существовали степени бакалавра и магистра определенных наук (медицинских, юридических или богословских). В случае успешного окончания заведения студент мог претендовать на высшую ученую степень — доктора наук. Для наглядности систему средневекового образования можно представить в виде схемы.
Коллектив университетов был такой же корпорацией, как и ремесленный цех: школяры были подобны ученикам, бакалавры — подмастерьям, магистры — мастерам. Учитель может привести интересную статистику: из 100 начинающих студентов лишь 30—35 человек становились бакалаврами и 5—б — магистрами