сделать практическую работу?! Тема 2 Среда обитания человека и экологическая безопасность
Практическое занятие №2 Описание жилища человека как искусственной экосистемы
Цель: вы¬яснить, является ли квартира экосистемой и что ее отличает от природной экосистемы.
Теоретический материал Квартира — не только укрытие от небла¬гоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на че¬ловека и в значительной степени определяю¬щий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют:
— наружный воздух;
— продукты неполного сгорания газа;
— вещества, возникающие в процессе приго¬товления пиши;
— вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. п.;
— продукты табакокурения;
— бытовая химия и средства гигиены;
— комнатные растения;
— соблюдение санитарных норм проживания (количество людей и домашних животных);
— электромагнитное загрязнение и др.
Концентрация загрязняющих веществ в квартирах в 2-5 раз выше, чем на улице города. Квартира как экосистема является гетеротрофной системой, похожей на город, но миниатюрный. Она существует за счет поступления энергии и ресурсов, так как главные ее обитатели – люди и животные, гетеротрофы. Автотрофы в квартире – это комнатные растения (цветы в горшках, петрушка в ящиках на подоконнике или на лоджии, водные растения и микроорганизмы в аквариумах и т.п.). Растения в квартире улучшают эстетическую и гигиеническую картину: улучшают настроение, увлажняют атмосферу и выделяют в нее полезные вещества – фитонциды, убивающие микробов. Живут в домах и лекарственные растения – алоэ, каланхоэ, лук и подобные им. Лучший очиститель воздуха в квартире – хлорофитум, а борец с микробами – герань.
Задание
1. Дать экологическую характеристику своего места жительства: название населенного пункта, местонахождение, характеристика почвы, наличие вблизи автомобильных дорог, предприятий, зеленой зоны, характеристика двора, тип здания, наличие водоемов, характер водоснабжения.
2.Схематично изобразить квартиру и внести в нее следующие па¬раметры:
а.) виды энергии, поступающие в квартиру извне;
б.) какие продуценты, консументы и редуценты участвуют в обра¬зовании экосистемы квартиры, привести примеры и указать роль представи¬телей каждой группы, какие связи меж¬ду ними существуют;
в.) определить виды отходов в своей квар¬тире.
3. Составить схему «Источники загрязне¬ния среды в жилище», указать на ней загрязняющие вещества, установить, как эти вещества воздейст¬вуют на человека, как снизить их вли¬яние в квартире.
4. Провести гигиеническую оценку жилища:
А) Измерить температуру воздуха и дать оценку температурного режима (по возможности).
A. При снятии показаний не рекомендуется брать термометр в руки, потому что в руках он нагревается и происходит повышение температуры.
B. При измерении температуры нельзя вешать термометр на стену, потому что он будет показывать температуру стены, а не воздуха.
C. Температура воздуха считается нормальной, если разница температур у пола и на уровне головы сидящего человека составляет, не более 2°С.
Результаты:
• температура воздуха у окна — n°С
• температура воздуха у противоположной стены — n°С
• температура воздуха на уровне стола — n°С
• температура на уровне головы — n°С
• температура воздуха на уровне пола — n°С
Разница температур на уровне головы и на уровне пола составляет n°С
Вывод: разница температур свидетельствует о (не)равномерности нагревания воздуха в комнате.
Б) Определить коэффициент аэрации в комнате.
Порядок работы.
A. Измерение и вычисление площади форточки.
B. Измерение и вычисление площади пола в помещении.
C. Вычисление коэффициента аэрации по формуле:
,
где: K-коэффициент аэрации, S1 — площадь форточки м2, S2— площадь пола м2.
В норме коэффициент аэрации должен быть равен 1\50 или немного выше 0,02.
Вывод: аэрация в комнате (не)достаточная.
5. Зона риска в квартире (толщина испорченного воздуха где повышенная температура, повышенное количество влаги, пыли, углекислого газа, микроорганизмов и т.д.) составляет 0,75метра от потолка. Зная высоту потолков в квартире, определить, сколько членов семьи находится в этой зоне.
6. В выводе:
А) Объяснить, что входит в понятие «экологически чистое» жилище.
Б) Предложить меры по созданию экологически безопасной для человека среда обитания.
Цель данной практической работы - выяснить, является ли квартира экосистемой и что отличает ее от природной экосистемы. Для этого мы изучим, как квартира влияет на человека, какие факторы определяют качество среды в жилище и как можно создать экологически безопасную среду обитания.
Начнем с изучения теоретического материала. Как уже было сказано, квартира является не только укрытием от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощным фактором, который влияет на здоровье человека. Рассмотрим факторы, влияющие на качество среды в жилище:
1. Наружный воздух.
2. Продукты неполного сгорания газа.
3. Вещества, возникающие при приготовлении пищи.
4. Вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т.п.
5. Продукты табакокурения.
6. Бытовая химия и средства гигиены.
7. Комнатные растения.
8. Соблюдение санитарных норм проживания.
9. Электромагнитное загрязнение и другие факторы.
Концентрация загрязняющих веществ в квартирах в 2-5 раз выше, чем на улице. Таким образом, квартира является гетеротрофной системой, похожей на город в миниатюре. Она существует за счет поступления энергии и ресурсов, так как основные обитатели - люди и животные, гетеротрофы. Автотрофы в квартире представлены комнатными растениями.
Растения влияют на эстетическую и гигиеническую картину квартиры. Они улучшают настроение, увлажняют атмосферу и выделяют полезные вещества - фитонциды, которые убивают микробы. Некоторые лекарственные растения также живут в квартирах и усиливают эффект очистки воздуха. Например, хлорофитум является лучшим очистителем воздуха в квартире, а герань борется с микробами.
Теперь перейдем к практической части работы. Первое задание заключается в даче экологической характеристики вашего места жительства. Вы должны указать название населенного пункта, его местонахождение, характеристику почвы, наличие автомобильных дорог, предприятий, зеленой зоны, характеристику двора, тип здания, наличие водоемов и характер водоснабжения.
Второе задание - схематично изобразить квартиру и внести в нее следующие параметры:
а) виды энергии, поступающие в квартиру извне;
б) какие продуценты, консументы и редуценты участвуют в образовании экосистемы квартиры, привести примеры и указать роль представителей каждой группы, а также указать связи между ними;
в) определить виды отходов в своей квартире.
Третье задание - составить схему "Источники загрязнения среды в жилище", указать на ней загрязняющие вещества, установить, как эти вещества воздействуют на человека и как можно снизить их влияние в квартире.
Четвертое задание - провести гигиеническую оценку жилища. Для этого необходимо измерить температуру воздуха в различных точках квартиры и оценить температурный режим. Поступим следующим образом:
A. Измеряем температуру воздуха у окна, у противоположной стены, на уровне стола, на уровне головы и на уровне пола.
B. Записываем измеренные значения.
C. Определяем разницу температур между уровнем головы и уровнем пола.
Получив данные, мы можем сделать вывод о равномерности или неравномерности нагревания воздуха в комнате.
Пятое задание - определить зону риска в квартире, где толщина испорченного воздуха составляет 0,75 метра от потолка. Зная высоту потолков в квартире, можно определить, сколько членов семьи находится в этой зоне.
И наконец, шестое задание - вывод. В нем необходимо объяснить, что входит в понятие "экологически чистое" жилище и предложить меры по созданию экологически безопасной среды обитания.
Таким образом, проведя эти задания, мы более глубоко познакомимся с экологической стороной нашего жилища и сможем принять меры для улучшения среды обитания. Кроме того, практическая работа поможет нам осознать, что квартира является искусственной экосистемой, в которой мы можем контролировать и влиять на условия прож