Рынок – место, где осуществляется купля - продажа. Рынку присущи определенные законы и закономерности.
Рынок развивается вместе с товарным производством
Признаки свободного рынка:
- Нерегулируемое предложение. Производитель сам решает, какой объем, вид, товара ему производить.
- Нерегулируемый спрос. Потребитель сам определяет, какой товар и в каком количестве он хочет купить.
- Нерегулируемая цена. Цены на рынке зависят от спроса и предложения.
- Региональные рынки. Рынки в рамках географических или административных регионов.
- Национальные рынки. Рынки в рамках одного государства, находящиеся в одинаковом правовом и налоговом режиме
- Международные рынки. Рынки в рамках таможенных и экономических союзов.
- Мировой рынок. Глобальный рынок мирового хозяйства.
Классификация рынков по механизму контакта продавцов и покупателей
- Непосредственно контактные рынки. На таких рынках собственник (или его представитель, уполномоченное лицо) сам продает свой товар потребителю.
- Агентские рынки. Продажа товаров потребителю происходит через посредников, которые сводят продавцов и покупателей непосредственно на этапе заключения сделки между продавцом и покупателем. Посредник получает комиссионное вознаграждение за заключение сделки.
- Биржевые рынки. На этих рынках интересы покупателей и продавцов представляют брокеры. Брокеры выполняют операции по поручению продавцов и покупателей. Продавцы и покупатели при этом между собой не контактируют, потому что сделки заключаются уполномоченными ими персонами.
Классификация рынков по объемам сделок купли-продажи
- Оптовые рынки. Продажа однородных товаров осуществляется крупными партиями. При этом покупатель приобретает товары для последующей перепродажи более мелкими партиями.
- Мелкооптовые рынки. На таких рынках в отличии от оптовых продажа товаров происходить меньшими партиями. Покупатели, как правило, приобретают товары для перепродажи в розничной сети и очень редко для собственного потребления.
- Розничные рынки. Продажа товаров происходит поштучно или очень мелкими партиями. Покупатель, в подавляющем большинстве случаев является конечным потребителем товара.
Классификация рынков по видам конкуренции (степени независимости продавцов и покупателей)
- Конкурентные рынки. На этом рынке присутствует множество покупателей и продавцов. Возникает сильная конкуренция.
- Олигопольные рынки. На этом рынке при множестве покупателей присутствует ограниченное количество продавцов. Продавцы при сговоре могут влиять на спрос и уровень цены.
- Олигопсонические рынки. Присутствует ограниченное количество покупателей при множестве продавцов.
- Монопольные рынки. На рынке присутствует один продавец при множестве покупателей.
- Монопсонистические рынки. На рынке присутствует один покупатель и множество продавцов.
Классификация рынков по степени законности
- Официальные рынки. Все операции на рынке происходят по четким правилам, которые установило государство.
- Неофициальные (теневые) рынки. Операции происходят неофициально в целях уклонения от налогов.
- Черные рынки. Происходят операции с нелегальными или запрещенными товарами и услугами.
.
Рынок – место, где осуществляется купля - продажа. Рынку присущи определенные законы и закономерности.
Рынок развивается вместе с товарным производством
Признаки свободного рынка:
- Нерегулируемое предложение. Производитель сам решает, какой объем, вид, товара ему производить.
- Нерегулируемый спрос. Потребитель сам определяет, какой товар и в каком количестве он хочет купить.
- Нерегулируемая цена. Цены на рынке зависят от спроса и предложения.
- Региональные рынки. Рынки в рамках географических или административных регионов.
- Национальные рынки. Рынки в рамках одного государства, находящиеся в одинаковом правовом и налоговом режиме
- Международные рынки. Рынки в рамках таможенных и экономических союзов.
- Мировой рынок. Глобальный рынок мирового хозяйства.
Классификация рынков по механизму контакта продавцов и покупателей
- Непосредственно контактные рынки. На таких рынках собственник (или его представитель, уполномоченное лицо) сам продает свой товар потребителю.
- Агентские рынки. Продажа товаров потребителю происходит через посредников, которые сводят продавцов и покупателей непосредственно на этапе заключения сделки между продавцом и покупателем. Посредник получает комиссионное вознаграждение за заключение сделки.
- Биржевые рынки. На этих рынках интересы покупателей и продавцов представляют брокеры. Брокеры выполняют операции по поручению продавцов и покупателей. Продавцы и покупатели при этом между собой не контактируют, потому что сделки заключаются уполномоченными ими персонами.
Классификация рынков по объемам сделок купли-продажи
- Оптовые рынки. Продажа однородных товаров осуществляется крупными партиями. При этом покупатель приобретает товары для последующей перепродажи более мелкими партиями.
- Мелкооптовые рынки. На таких рынках в отличии от оптовых продажа товаров происходить меньшими партиями. Покупатели, как правило, приобретают товары для перепродажи в розничной сети и очень редко для собственного потребления.
- Розничные рынки. Продажа товаров происходит поштучно или очень мелкими партиями. Покупатель, в подавляющем большинстве случаев является конечным потребителем товара.
Классификация рынков по видам конкуренции (степени независимости продавцов и покупателей)
- Конкурентные рынки. На этом рынке присутствует множество покупателей и продавцов. Возникает сильная конкуренция.
- Олигопольные рынки. На этом рынке при множестве покупателей присутствует ограниченное количество продавцов. Продавцы при сговоре могут влиять на спрос и уровень цены.
- Олигопсонические рынки. Присутствует ограниченное количество покупателей при множестве продавцов.
- Монопольные рынки. На рынке присутствует один продавец при множестве покупателей.
- Монопсонистические рынки. На рынке присутствует один покупатель и множество продавцов.
Классификация рынков по степени законности
- Официальные рынки. Все операции на рынке происходят по четким правилам, которые установило государство.
- Неофициальные (теневые) рынки. Операции происходят неофициально в целях уклонения от налогов.
- Черные рынки. Происходят операции с нелегальными или запрещенными товарами и услугами.