Решите педагогическую задачу Воспитательница младшей группы предложила детям украсить куклам варежки. Объяснила, что на улице стало холодно, и у кукол стали мерзнуть ручки. Бабушка связала им варежки, а украсить до конца не успела. Необходимо быстро это сделать, но самое главное, чтобы варежки у каждой куклы были одинаковые, а то будет некрасиво.
Она раздала каждому ребенку по одной готовой варежке, которая была вырезана из белой бумаги и украшена аппликацией и предложила сделать такую же. Каждый ребенок, кроме того, получил заготовку варежки и цветные фигурки для аппликации.
Проанализируйте фрагмент занятия, определите, какие задачи формирования элементарных математических представлений у детей реализовала на нем воспитательница.
Какую предварительную работу с детьми она проводила, чтобы дети
справились с заданием?
Предложите свой вариант реализации этих задач в других формах работы. Обоснуйте свой ответ.
1. Понятие "одинаковость". Воспитательница поставила цель - украсить куклам одинаковые варежки. Чтобы дети смогли выполнить задание, им необходимо понять, что для достижения одинаковости, они должны сделать варежки похожими друг на друга.
2. Понятие "соответствие". Воспитательница раздала каждому ребенку по одной готовой варежке и заготовку для изготовления второй варежки. Чтобы завершить задание, детям нужно было сделать вторую варежку такой же, как первую. Таким образом, дети должны были установить соответствие между деталями первой варежки и деталями второй варежки.
3. Понятие "симметрия". Чтобы украсить вторую варежку, ребенки использовали цветные фигурки для аппликации. Располагая фигурки симметрично относительно средней оси варежки, дети могли создать симметричные узоры на обеих варежках, что способствует пониманию понятия симметрии.
Для успешного выполнения задания, воспитательница провела предварительную работу с детьми, которая включала:
1. Объяснение цели задания. Воспитательница объяснила детям, что у кукол мерзнут руки и необходимо украсить для них варежки. Таким образом, дети понимали, что задание имеет реальную цель и важность.
2. Демонстрация примера. Воспитательница показала детям готовую варежку, чтобы они видели, как она выглядит и как ее можно украсить.
3. Инструктаж по работе с материалами. Воспитательница рассказала детям, что им понадобятся готовая варежка, заготовка для второй варежки и цветные фигурки для аппликации. Она объяснила, как правильно использовать эти материалы.
Вариант реализации этих задач в других формах работы:
1. Устройство игровой ситуации. Воспитательница может создать маленькую сказку, где куклы отправляются в зимнее путешествие и для них нужны варежки. Дети могут играть роли кукол и самостоятельно выбирать и украшать варежки для своих кукол, сохраняя одинаковость варежек.
2. Коллективная работа. Воспитательница может предложить детям выполнить задание в парах или группах. Каждая пара или группа должна украсить одну пару варежек, сохраняя одинаковость варежек внутри каждой пары или группы. После этого можно организовать выставку варежек и сравнить, насколько дети смогли сохранить одинаковость варежек.
Такой подход позволяет детям развивать не только элементарные математические представления, но и творческое и логическое мышление, воображение, коммуникативные навыки и сотрудничество.