Расскажите об основных особенностях развития образования и науки в 1920-е гг.

Fluttershy22102005 Fluttershy22102005    2   17.04.2019 03:20    2

Ответы
People200311 People200311  17.04.2019 03:20
«Культурная революция» являлась одним из важнейших условий построения социализма. Отсюда внимание властей к развитию системы образования. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 г. в стране вводится всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах — неполное среднее. К 1939 г. более 80 % населения умело читать и писать.
В систему профессионально-технического образования входили школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ) на базе начальной школы и техникумы. Эта система в основном сохранилась и в последующие годы.
Другой задачей стало создание новой, советской, интеллигенции. Была отменена плата за обучение, женщинам предоставлены равные с мужчинами права на образование, рабочие и беднейшее крестьянство получили преимущества при зачислении, им выплачивалась стипендия.
Важной задачей стало утверждение марксистской идеологии в российском обществе. Для подготовки новых кадров в 1921 г. был создан Институт красной профессуры.
Бурное экономическое развитие страны в 1930-х гг. требовало специалистов со средним и высшим образованием.
За 1930-е гг. численность вузов по сравнению с дореволюционным временем увеличилась более чем в 11 раз (400 в 1914 г. и 4600 — в 1940 г.). В конце 1935 г. были отменены ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов, и введены обязательные для всех вступительные экзамены. За 1928-1937 гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн специалистов. Изменился классовый состав студентов, среди которых более 50 % были выходцы из рабочих, а 16,5 % — из крестьян. К концу 1930-х гг. по численности учащихся и студентов СССР вышел на первое место в мире.
За первые два года советской власти в стране создали 33 крупных научно-исследовательскх института. К концу 1930-х гг. их стало уже 1800. Благодаря сохранению многих дореволюционных научных школ и увеличению финансирования были достигнуты значительные успехи в области физиологии (И.П. Павлов), биологии (Н.И. Вавилов), психологии (Л.С. Выгодский), математики (М.В. Келдыш) физики и электроники (П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе), теории космических исследований и ракетной техники (К.Э. Циолковский, Ю.В. Кондратюк, Ф.А. Цандлер). Мировую известность получили исследования дрейфующей станции «Северный полюс-1» (И.Д. Папанин), рекордные беспосадочные перелеты В.П. Чкалова, В.К. Коккинаки, М.М. Громова и B.C. Гризодубовой.
В 1930-е гг. в условиях индустриализации растет роль прикладных наук: геологии (А.Е. Ферсман), металлургии (И.П. Бардин), оптики (СИ. Вавилов), энергетики (Г.О. Графтио, М.А. Шателен). Особое внимание уделялось созданию боевой техники: самолетов (СВ. Ильюшин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов, В.М. Петляков, А.А. Туполев, А.С. Яковлев), танков (Ж.Я. Котин, М.И. Кошкин), орудий (В.Г. Грабин, И.Т. Клейменов), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, В.Г. Федоров, Г.С. Шпагин).
В то же время массовые аресты специалистов с конца 1920-х гг. стали подлинной трагедией для многих отраслей науки. Чудом выжил в заключении будущий главный конструктор космических систем СП. Королев. В системе ОГПУ — НКВД появились особые или специальные конструкторские бюро (ОКБ и СКБ), в которых трудились заключенные. В ленинградской тюрьме «Кресты» ряд лет работали конструкторы артиллерийских систем. В Москве в конце 1930-х гг. в подобных же условиях создавали новые самолеты А.А. Туполев, В.М. Петляков и их сотрудники.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Другие предметы