Раскрыть основное содержание Вед и Упанишад В первых священных книгах Индии — Ведах (с санскр. — знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Веды создавались племенами арийцев, которые пришли в Индию в XVI в. до п. э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарии (Упанишады). Религиозно-философские комментарии к Ведам — Упанишады содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма).
Характерные понятия индийской философии: сансара — философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений; карма — предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности; мокша — высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений; ахимса — единство всех форм жизни на земле, ненасилие и не причинение зла всему окружающему.
Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средневековья сложилась традиция Делить все философские учения Древней Индии — даршаны — на две большие группы :
1)ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика;
Согласно его учению, все в мире «преходяще», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления варно-кастового строя.
Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является нирвана — великое освобождение. К основным заповедям философии буддизма относятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь, т. е. те ценности, которые заключены в самом человеке и не зависят от богатства и знатности. Тем самым буддизм призывал к активности, направленной на свою жизнь. Главные идеи философии Будды:«Четыре благородные истины»;теория причинности; непостоянство элементов; «срединный путь»; «восьмеричный путь».
Основные положения буддизма: «Четыре благородные истины»: жизнь — это страдание; причина страданий — это бесконечные желания и стремления к удовольствиям; избавиться от страданий можно, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем; для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать путем нравственного совершенствования, указанным Буддой.
Восьмеричный или «срединный» путь – это воздержание от крайностей в философии буддизма, которое освободиться от страстей.
«Четыре благородные истины».
♦ Теория причинности.
♦ Непостоянство элементов.
♦ «Срединный путь».
♦ «Восьмеричный путь».
Теория причинности. Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину.
Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий.
«Срединный путь». Будда призывал к умеренности и избеганию крайностей.
«Восьмеричный путь». Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны, поскольку предполагается формирование: правильных взглядов; правильного стремления; правильной речи; правильного поведения; правильного образа жизни; правильных стремлений; правильных помыслов; правильного созерцания и избавления от желаний.
Именно этот путь, согласно Будде, ведет к цели. Исполняя эти заповеди, по учению Будды, человек достичь состояния нирваны. Нирвана – это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Она не является небытием, напротив, нирвана – это полнота бытия, ее существование исполнено совершенства. Охарактеризовать этот путь попытался индийский поэт Калидаса: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали»