В конце XIX-начале XX вв. город Челябинск в социокультурном развитии переживал значительные перемены, связанные с модернизацией страны и урбанизацией региона. Развитие Челябинска приобрело форсированные темпы с проведением через него Транссибирской железнодорожной магистрали и превращением города в крупный транзитный центр и «ворота в Сибирь». Значительно увеличилось население Челябинска, став пестрым в социальном, этническом и культурно-бытовом отношениях, что существенно видоизменило его социокультурный портрет. Изменился внешний облик города: появились каменные строения («двух - и трехэтажные громады»), аптеки, автомобили, телефон, электрическое освещение, фотография. Трансформировался образ жизни, одежда и быт жителей ранее захолустного городка.
Однако прогресс в культурно-бытовой сфере был не столь стремителен, как в экономической области. Современники оставили много удручающих оценок по поводу благоустройства города и патриархальности нравов его жителей в начале века (В. А. Весновский, А. Нечаева, В. Н. Гартевельд, А. А. Яблочкина). Челябинск начала 20 в. они сравнивали с «Зауральским Чикаго», с «далеким западом Америки». Но с другой стороны, отмечали дистанцию в культурном развитии между Челябинском и Екатеринбургом и Пермью – уральскими городами с устоявшимися культурными традициями.
Состояние системы массового образования и уровень грамотности населения были следующими: наблюдался устойчивый рост грамотных жителей города, с 39,75 % в 1897 до ок. 50 % к 1917 – результат развития системы образования в начале века, включавшей в себя все типы начальной и средней школ. Динамично развивалась и библиотечная сеть Челябинска.
В быту горожан формировались европеоизированные художественно-эстетические ценности и вкусы, приоритеты науки и просвещения, мода, здоровый образ жизни. Большой привлекательной силой обладали такие культурные развлечения, как ярмарочные балаганы с традиционным набором номеров: музыкальные сценки, выступления комиков, трагиков, акробатов, атлетов-борцов, клоунов и танцоров. Современники называли главным культурно-увеселительным заведением 60-х гг. 19 в. балаган с марионетками, напоминающий современный кукольный театр.
Состоятельные жители и гости города могли наслаждаться музыкой в ресторанах. Еще в 70-е гг. 19 в. в Челябинском саду-острове сложился соответствующий духу и эстетическим нормам времени культурный комплекс, способный удовлетворить вкусы поклонников русской и цыганской песни, гитары, мандолины и балалайки. В концу XIX в. сад-остров был передан городскому пожарному обществу, которое впоследствии курировало работу всех увеселительных заведений. Челябинцы любили посещать летний театр на острове, прогуливаться под звуки духового оркестра, организованного пожарниками. Неизменной любовью горожан пользовались цирковые представления гастрольных трупп. Деревянное здание цирка располагалось на пл. Южной около Народного дома.
В свидетельствах очевидцев отмечался большой интерес жителей к клубным собраниям, где можно было поиграть в азартные игры, потанцевать под аккомпанемент оркестра или рояля. Там же после 1905 появилась такая политизированная форма развлечения, как маскарады. Рушились старые уклады, на их место заступал новый двигатель жизни – торговый и промышленный капитал. Это привлекало в город великое множество людей и привносило новые запросы.
Жизненные ценности горожан и культурный статус Челябинска того времени наглядно проявляются в названиях улиц и торговых вывесках. Улица Христорождественская (ныне ул. Цвиллинга) в XIX в. стала главной улицей города. Здесь располагались основные административные здания и предмет гордости горожан – Христорождественский собор. Основной торговой улицей была Уфимская (ныне ул. Кирова). Она соединяла Троицкую и Соборную площади. Азиатская (ныне ул. Елькина) и Ивановская улицы (ныне часть ул. Труда) пестрели вывесками ремесленников и торговцев: «Самый свежий кондитерский товар из Уфы», «Готовое европейское платье парижского мастера Стерледева», «Венский шик мадам Акулин» и др.
К началу XX в. город окончательно превратился в многонациональный и многоконфессионный, что определило его облик и духовную жизнь на будущее. Православие оставалось основной конфессией – увеличивалось количество церквей, было учреждено викариатство (1908), создавались новые приходские школы и епархиальное женское училище. Действовали 3 общины старообрядцев и 1 – евангельских христиан-баптистов, имевшие свои молитвенные дома. Католическая община открыла костёл, при котором действовало народное училище; протестанты намеревались строить кирху. Еврейская община возвела синагогу, мусульмане – каменную мечеть. Все эти культовые сооружения украшали город, придавая ему оригинальный евроазиатский колорит.
Происходили радикальные изменения в светском образовании – фактически был решен вопрос о введении обязательного начального образования (5 мужских, 5 женских, 2 смешанных училища). В начале 20 в. появились первые профессиональные учебные заведения и средние специальные. При городской управе был создан комитет по народному образованию, при Народном доме – музей наглядных пособий; городская дума около 20% бюджета выделяла на народное образование.
Распространенным явлением начала XX в. стало создание всевозможных просветительских и благотворительных обществ, куда входили представители местной интеллигенции с намерением оживить жизнь города, вдохнуть интерес к культуре и просвещению. Инициатором многих культурных начинаний в Челябинске было Общество попечения о начальном образовании (Н. Л. Лебединский, А. Г. Туркин, В. А. Михайловский, Н. П. Нестерович и др.). Оно старалось привлечь внимание челябинцев к таким крупным событиям в культурной жизни России, как юбилеи А. С. Пушкина (1899), Л. Н. Толстого (1908), Н. В. Гоголя (1909), М. В. Ломоносова (1911), а также рядом мероприятий почтить смерть Толстого (1910) и отметить 50-летие со дня смерти поэта И. С. Никитина (1911). Общество в рамках просветительских функций организовывало публичные лекции, праздники для детей, библиотеки, воскресные школы, создавало передвижные музеи, проводило выставки.
С 1903 в Челябинске при городском общественном собрании существовало Музыкально-драматическое общество, объединившее местных любителей драмы и оперы.
Челябинск не был исключением из других провинциальных городов, где в отсутствие профессионального театра рождалось любительское движение по созданию самодеятельных театров. Большим открытием для челябинских театралов начала века стала опера – жанр искусства, на который музыкальные просветители тех лет возлагали большие надежды в борьбе против «одичания и огрубления общественных вкусов». С 1907 в Челябинске существовал любительский симфонический оркестр, руководителем которого был Г. Д. Моргулис.
С начала века в качестве развлекательной сферы появился кинематограф в виде частных предприятий коммерческого типа, количество которых в Челябинске возрастало. Современники наблюдали рост популярности кино среди всех слоев челябинского общества и отмечали, что электротеатр (к/т) властно вошел в сознание обывателя.
В начале XX в. в Челябинске появилась частная периодическая печать. Выходили как общественно-политические издания, так и профессионально-корпоративные. Значительный потенциал культурно-просветительской деятельности имели челябинские газеты: “Голос Приуралья” (1906-16), “Приуралье” (1907-09), “Приуральский край” (1906-07), “Приуральское слово” (1912), “Жизнь Приуралья” (1915), которые кроме информации о текущих событиях помещали на своих страницах материал по истории литературы и поэзии, публиковали рецензии на спектакли местных театралов-любителей и гастролеров-профессионалов, знакомили читателей с творчеством местных литераторов, представляли литературно-критические обзоры о тенденциях развития отечественной и зарубежной литературы и драматургии.
Однако прогресс в культурно-бытовой сфере был не столь стремителен, как в экономической области. Современники оставили много удручающих оценок по поводу благоустройства города и патриархальности нравов его жителей в начале века (В. А. Весновский, А. Нечаева, В. Н. Гартевельд, А. А. Яблочкина). Челябинск начала 20 в. они сравнивали с «Зауральским Чикаго», с «далеким западом Америки». Но с другой стороны, отмечали дистанцию в культурном развитии между Челябинском и Екатеринбургом и Пермью – уральскими городами с устоявшимися культурными традициями.
Состояние системы массового образования и уровень грамотности населения были следующими: наблюдался устойчивый рост грамотных жителей города, с 39,75 % в 1897 до ок. 50 % к 1917 – результат развития системы образования в начале века, включавшей в себя все типы начальной и средней школ. Динамично развивалась и библиотечная сеть Челябинска.
В быту горожан формировались европеоизированные художественно-эстетические ценности и вкусы, приоритеты науки и просвещения, мода, здоровый образ жизни. Большой привлекательной силой обладали такие культурные развлечения, как ярмарочные балаганы с традиционным набором номеров: музыкальные сценки, выступления комиков, трагиков, акробатов, атлетов-борцов, клоунов и танцоров. Современники называли главным культурно-увеселительным заведением 60-х гг. 19 в. балаган с марионетками, напоминающий современный кукольный театр.
Состоятельные жители и гости города могли наслаждаться музыкой в ресторанах. Еще в 70-е гг. 19 в. в Челябинском саду-острове сложился соответствующий духу и эстетическим нормам времени культурный комплекс, способный удовлетворить вкусы поклонников русской и цыганской песни, гитары, мандолины и балалайки. В концу XIX в. сад-остров был передан городскому пожарному обществу, которое впоследствии курировало работу всех увеселительных заведений. Челябинцы любили посещать летний театр на острове, прогуливаться под звуки духового оркестра, организованного пожарниками. Неизменной любовью горожан пользовались цирковые представления гастрольных трупп. Деревянное здание цирка располагалось на пл. Южной около Народного дома.
В свидетельствах очевидцев отмечался большой интерес жителей к клубным собраниям, где можно было поиграть в азартные игры, потанцевать под аккомпанемент оркестра или рояля. Там же после 1905 появилась такая политизированная форма развлечения, как маскарады. Рушились старые уклады, на их место заступал новый двигатель жизни – торговый и промышленный капитал. Это привлекало в город великое множество людей и привносило новые запросы.
Жизненные ценности горожан и культурный статус Челябинска того времени наглядно проявляются в названиях улиц и торговых вывесках. Улица Христорождественская (ныне ул. Цвиллинга) в XIX в. стала главной улицей города. Здесь располагались основные административные здания и предмет гордости горожан – Христорождественский собор. Основной торговой улицей была Уфимская (ныне ул. Кирова). Она соединяла Троицкую и Соборную площади. Азиатская (ныне ул. Елькина) и Ивановская улицы (ныне часть ул. Труда) пестрели вывесками ремесленников и торговцев: «Самый свежий кондитерский товар из Уфы», «Готовое европейское платье парижского мастера Стерледева», «Венский шик мадам Акулин» и др.
К началу XX в. город окончательно превратился в многонациональный и многоконфессионный, что определило его облик и духовную жизнь на будущее. Православие оставалось основной конфессией – увеличивалось количество церквей, было учреждено викариатство (1908), создавались новые приходские школы и епархиальное женское училище. Действовали 3 общины старообрядцев и 1 – евангельских христиан-баптистов, имевшие свои молитвенные дома. Католическая община открыла костёл, при котором действовало народное училище; протестанты намеревались строить кирху. Еврейская община возвела синагогу, мусульмане – каменную мечеть. Все эти культовые сооружения украшали город, придавая ему оригинальный евроазиатский колорит.
Происходили радикальные изменения в светском образовании – фактически был решен вопрос о введении обязательного начального образования (5 мужских, 5 женских, 2 смешанных училища). В начале 20 в. появились первые профессиональные учебные заведения и средние специальные. При городской управе был создан комитет по народному образованию, при Народном доме – музей наглядных пособий; городская дума около 20% бюджета выделяла на народное образование.
Распространенным явлением начала XX в. стало создание всевозможных просветительских и благотворительных обществ, куда входили представители местной интеллигенции с намерением оживить жизнь города, вдохнуть интерес к культуре и просвещению. Инициатором многих культурных начинаний в Челябинске было Общество попечения о начальном образовании (Н. Л. Лебединский, А. Г. Туркин, В. А. Михайловский, Н. П. Нестерович и др.). Оно старалось привлечь внимание челябинцев к таким крупным событиям в культурной жизни России, как юбилеи А. С. Пушкина (1899), Л. Н. Толстого (1908), Н. В. Гоголя (1909), М. В. Ломоносова (1911), а также рядом мероприятий почтить смерть Толстого (1910) и отметить 50-летие со дня смерти поэта И. С. Никитина (1911). Общество в рамках просветительских функций организовывало публичные лекции, праздники для детей, библиотеки, воскресные школы, создавало передвижные музеи, проводило выставки.
С 1903 в Челябинске при городском общественном собрании существовало Музыкально-драматическое общество, объединившее местных любителей драмы и оперы.
Челябинск не был исключением из других провинциальных городов, где в отсутствие профессионального театра рождалось любительское движение по созданию самодеятельных театров. Большим открытием для челябинских театралов начала века стала опера – жанр искусства, на который музыкальные просветители тех лет возлагали большие надежды в борьбе против «одичания и огрубления общественных вкусов». С 1907 в Челябинске существовал любительский симфонический оркестр, руководителем которого был Г. Д. Моргулис.
С начала века в качестве развлекательной сферы появился кинематограф в виде частных предприятий коммерческого типа, количество которых в Челябинске возрастало. Современники наблюдали рост популярности кино среди всех слоев челябинского общества и отмечали, что электротеатр (к/т) властно вошел в сознание обывателя.
В начале XX в. в Челябинске появилась частная периодическая печать. Выходили как общественно-политические издания, так и профессионально-корпоративные. Значительный потенциал культурно-просветительской деятельности имели челябинские газеты: “Голос Приуралья” (1906-16), “Приуралье” (1907-09), “Приуральский край” (1906-07), “Приуральское слово” (1912), “Жизнь Приуралья” (1915), которые кроме информации о текущих событиях помещали на своих страницах материал по истории литературы и поэзии, публиковали рецензии на спектакли местных театралов-любителей и гастролеров-профессионалов, знакомили читателей с творчеством местных литераторов, представляли литературно-критические обзоры о тенденциях развития отечественной и зарубежной литературы и драматургии.