Проиллюстрируйте примерами из «Войны и мира» понятие «диалектика характеров»9. Ко всем ли героям из эпопеи применимо это понятие? Почему?

kristavikown6tn kristavikown6tn    2   17.04.2019 02:00    0

Ответы
Ulamaishka567 Ulamaishka567  17.04.2019 02:00
«Диалектика души» (характеров) в «Войне и мире» проявляется в изображении пути исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Оба героя начинают с идеи «наполеонизма» (они поклонники Наполеона, считают его великим человеком), затем мучительно и трудно приходят к пониманию того, что жизнь одного человека ничего не значит, а важнее то, что является общим народным духом, общей жизнью.

Андрей Болконский разочаровывается в Наполеоне после Аустерлицкого сражения, когда лежит, раненный, на поле боя и видит над собой огромное голубое небо. Он понимает, что его желание совершить подвиг, чтобы прославиться, — ничто по сравнению с вечностью, с величиной неба. Наполеон теперь кажется ему жалким и ничтожным. После смерти жены Болконский чувствует свою вину перед ней и пытается полностью посвятить себя сыну, семье. Затем начинает искать себя в государственной деятельности — и разочаровывается. Его душа возрождается в любви к Наташе, но она увлекается Анатолием Курагиным, и Андрей переживает новый душевный кризис. На войне 1812 года Болконский становится частью общей жизни. Солдаты называют его «наш князь», он начинает думать как и «вся армия». Смертельно раненный, Андрей научается прощать. Он прощает своего врага Анатоля Курагина, прощает Наташу. В прощении и любви, в приобщении к общей жизни заключается итог исканий князя Андрея.

Это один пример «диалектики души».

Другим примером может быть Наташа. Она живет чувством, инстинктом, ее душа очень отзывчива. Но Наташа не безупречно положительная героиня: увлечение Анатолем является ошибкой, но совершенной не от врожденной порочности, а по какому-то неведомому ей жизненному закону. Так должно было случиться, и так случилось. Наташа, добрая, чуткая, причиняет князю Андрею невыносимые страдания.
Еще пример — Николай Ростов. В первой части второго тома он возвращается домой после долгой разлуки. Он испытывает нетерпение («Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!»), радость узнавания (вот «карниз с отбитой штукатуркой», «все та же дверная ручка замка...», «те же ломберные столы, та же люстра в чехле»), счастье, что его любят. Вернувшись домой, Николай завел своего рысака и самые модные рейтузы, каких еще ни у кого в Москве не было, самые модные сапоги. Он превратился в «молодца-гусара». Ростовское «фамильное» качество (отзывчивость, чуткость) соединяются в нем с гусарством (бесшабашностью, удалью и грубостью нерассуждающего вояки). Вот две противоборствующие стороны характера Николая Ростова.

Свой крупный проигрыш Долохову Николай обещает заплатить завтра, дает честное слово и с ужасом осознает невозможность его сдержать. В таком состоянии ему непонятно, как дома может все оставаться по-прежнему: «У них все то же, — думает Николай, — Они ничего не знают! Куда мне деваться?» Наташа собирается петь, и это раздражает его: как она может радоваться? «Пулю в лоб, а не петь».

По убеждению Толстого, в человеке живут самые разные чувства. Поэтому его герои предстают «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом».

События повседневной жизни чрезвычайно важны. В одно мгновение герой может пережить очень много. Николай слушает, как Наташа поет, и «вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты... Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор... а вот оно — настоящее». Требования чести, такие важные для него, вдруг отступают, кажутся вздором. Слушая пение сестры, Николай переживает минуту полного счастья, потому что человеческое чувство — это настоящее, а дворянские, гусарские правила надуманны. Такая истина открывается героям Толстого через кризис, потрясение.

Не ко всем героям эпопеи применимо понятие «диалектика души», потому что способность к изменению для Толстого — положительное качество. Все герои «Войны и мира» делятся на развивающихся и застывших. К застывшим относятся, например, Элен Курагина (мраморная, улыбающаяся «неизменной улыбкой»), князь Василий Курагин, Наполеон, Борис Друбецкой, Берг.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Другие предметы