Прочтите отрывок из диалога Платона «Апология Сократа и ответьте на вопросы» Речь Сократа в свою защиту на суде

Свидетелем моей мудрости, если только это мудрость, и того, в чем она состоит, я приведу вам бога, который в Дельфах. Ведь вы знаете Херефонта. Человек этот смолоду был и моим, и вашим приверженцем, разделял с вами изгнание и возвратился вместе с вами. И вы, конечно, знаете, каков был Херефонт, до чего он был неудержим во всем, что бы ни затевал. Ну вот же, приехав однажды в Дельфы, дерзнул он обратиться к оракулу с таким вопросом. Я вам сказал не шумите, о мужи! Вот он и спросил, есть ли кто-нибудь на свете мудрее меня, и Пифия ему ответила, что никого нет мудрее. И хотя сам он умер, но вот брат его засвидетельствует вам об этом.

Посмотрите теперь, зачем я это говорю; ведь мое намерение - объяснить вам, откуда пошла клевета на меня. Услыхав это, стал я размышлять сам с собою таким образом: что бы такое бог хотел сказать и что это он подразумевает? Потому что сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым; что же это он хочет сказать, говоря, что я мудрее всех? Ведь не может же он лгать: не полагается ему это. Долго я недоумевал, что такое он хочет сказать; потом, собравшись с силами, прибегнул к такому решению вопроса: пошел я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив оракулу, что вот этот, мол, мудрее меня, а ты меня назвал самым мудрым. Ну и когда я присмотрелся к этому человеку – называть его по имени нет никакой надобности, скажу только, что человек, глядя на которого я увидал то, что я увидал, был одним из государственных людей, о мужи афиняне, – так вот, когда я к нему присмотрелся (да побеседовал с ним), то мне показалось, что этот муж только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет; и я старался доказать ему, что он только считает себя мудрым, а на самом деле не мудр. От этого и сам он, и многие из присутствовавших возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним , оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь.

<...>

Но нужно мне рассказать вам о том, как я странствовал, точно я труд какой-то нес, и все это для того только, чтобы прорицание оказалось неопровергнутым. После государственных людей ходил я к поэтам, и к трагическим, и к дифирамбическим, и ко всем прочим, чтобы на месте уличить себя в том, что я невежественнее, чем они. Брал я те из их произведений, которые, как мне казалось, всего тщательнее ими отработаны, и спрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, и научиться от них кое-чему. Стыдно мне, о мужи, сказать вам правду, а сказать все-таки следует. Ну да, одним словом, чуть ли не все присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими поэтами, чем они сами. Таким образом, и относительно поэтов вот что я узнал в короткое время: не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою-то прирожденною и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят. Нечто подобное, как мне показалось, испытывают и поэты; и в то же время я заметил, что вследствие своего поэтического дарования они считали себя мудрейшими из людей и в остальных отношениях, чего на деле не было. Ушел я и оттуда, думая, что превосхожу их тем же самым, чем и государственных людей.

Под конец уж пошел я к ремесленникам. Про себя я знал, что я попросту ничего не знаю, ну а уж про этих мне было известно, что я найду их знающими много хорошего. И в этом я не ошибся: в самом деле, они знали то, чего я не знал, и этим были мудрее меня. Но, о мужи афиняне, мне показалось, что они грешили тем же, чем и поэты: оттого, что они хорошо владели искусством, каждый считал себя самым мудрым также и относительно прочего, самого важного, и эта ошибка заслоняла собою ту мудрость, какая у них была; так что, возвращаясь к изречению, я спрашивал сам себя, что бы я для себя предпочел, оставаться ли мне так, как есть, не будучи ни мудрым их мудростью, ни невежественным их невежеством, или, как они, быть и тем и другим. И я отвечал самому себе и оракулу, что для меня выгоднее оставаться как есть.

Вопросы и задания

Как Вы понимаете заявление Сократа: «Про себя я знал, что я попросту ничего не знаю»?
Как Вы думаете, почему Сократ ставит под вопрос знания своих сограждан?
Что значит для человека узнать то, что он ничего не знает?
Как Вы думаете, какие возможности для человека содержатся в такого рода незнании?

tanadzhi01 tanadzhi01    1   04.12.2021 18:48    37

Ответы
Катя0Кот Катя0Кот  18.01.2024 19:55
Здравствуйте! Я очень рад, что вы обратились ко мне для помощи с ответом на вопрос, связанный с отрывком из диалога Платона "Апология Сократа". Давайте подробно разберемся в ответах на поставленные вопросы.

1. Как Вы понимаете заявление Сократа: «Про себя я знал, что я попросту ничего не знаю»?
Сократ говорит, что он понимает и осознает, что не знает ничего. Это откровение Сократа возникает из его непоколебимой веры в важность искреннего самоанализа и самосознания. Он осмеливается заявить, что чем больше он изучает мир и общается с другими людьми, тем больше осознает глубину своей невежественности. Он не претендует на знание и не признает себя мудрым, но стремится к истине через поиск и диалог.

2. Почему Сократ ставит под вопрос знания своих сограждан?
Сократ ставит под вопрос знание своих сограждан, потому что он сомневается в их истинной мудрости. Он делает это, чтобы вызвать в них самоанализ и побудить к осознанию собственной невежественности. Сократ пытается показать, что многие люди приписывают себе знание, в то время как оно на самом деле отсутствует. Он стремится разоблачить самомнение и выявить основы знания, основанные на истинной мудрости.

3. Что значит для человека узнать то, что он ничего не знает?
Узнать, что человек ничего не знает, является очень важным шагом в познании и саморазвитии. Это позволяет человеку быть открытым к новому опыту, готовым учиться и искать истину. Когда мы осознаем свою невежественность, мы становимся скромными и готовыми слушать других, признавая, что каждый человек обладает определенным знанием и опытом. Это открывает двери для дальнейшего роста и возможности обучаться у других людей.

4. Какие возможности для человека содержатся в такого рода незнании?
Незнание открывает возможность для поиска истины и обучения. Когда мы признаем, что чего-то не знаем, мы становимся более открытыми к новым идеям, мыслям и опыту. Это позволяет нам искать знания, учиться у других людей и внимательно слушать мнения других. Мы можем задавать вопросы, участвовать в диалоге и расширять свою область знаний. Процесс самоанализа и осознания своей невежественности может способствовать развитию личности и обогащению жизни. В конечном счете, такое незнание стимулирует интеллектуальный рост и помогает нам осмысливать мир вокруг нас.

Надеюсь, что мои ответы на ваши вопросы были полезными и понятными. Если у вас возникнут еще вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь задать их!
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Другие предметы