Прочитайте письмо академика дмитрия лихачева , обращенное к юношеству .что бы вы включили в обязательном порядке в программу самовоспитания? поделитесь своими размышлениями на эту тему.
прочитайте письмо академика дмитрия лихачева , обращенное к юношеству .что бы вы включили в обязательном порядкеэма не усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.
если со знакомыми он вежлив, а с раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек. если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, — он невоспитанный человек. если уже во взрослом состоянии он как должное принимает родителей и не замечает, что они сами уже в , — он невоспитанный человек. если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня! ) просто глуп.
это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим и по положению. воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», время других («точность — вежливость королей» — говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же — дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. это потому, что женщине действительно нужно уступать не только в дверях. но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. а это гораздо труднее! поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем
есть много книг о «хороших манерах». эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. да, хорошие манеры могут быть внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
в чем же дело? что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все? надо уметь не мешать друг другу. поэтому не надо шуметь. от шума не заткнешь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. например, за столом во время еды. поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. и не надо класть локти на стол — опять-таки чтобы не мешать соседу. быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим — к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть.
не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. этим вы ставите слушателей в неловкое положение. старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным красивым. ибо любая красота не утомляет. она «социальна». и в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. не думайте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверхностное. своим поведением вы выявляете свою суть. воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к тех мест, где живешь, и т.д.
надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. а если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.