Обе пьесы по жанру социально-психологические драмы. Однако Островский, как крупный мастер слова, понимал, что в рамках одного жанра трудно отобразить все многообразие жизни. И поэтому, сознательно или несознательно, он использовал в своих произведениях элементы, характерные и для других жанров.
Так, нельзя не отметить трагедийное начало в образе Катерины. Возвышенность ее натуры, нежелание мириться с обстоятельствами обусловливают конфликт ее идеального представления о мире и окружающей действительности. Принципиальная неразрешимость этого конфликта и приводит героиню к гибели.
В «Бесприданнице» драматург вводит образ актера Счастливцева — Робинзона. Это по своей сути комический персонаж. Автору такой герой понадобился для того, чтобы развивать действие и показать еще один социальный тип, но главное, на наш взгляд, — чтобы подчеркнуть драматичность разворачивающихся событий комизмом эпизодов, связанных с Робинзоном. В заключительных картинах, и особенно в сцене гибели Ларисы, проявляются черты такого жанра, как мелодрама: повышенная эмоциональность, возвышенная риторика («Так не доставайся ж ты никому!»).
Так, нельзя не отметить трагедийное начало в образе Катерины. Возвышенность ее натуры, нежелание мириться с обстоятельствами обусловливают конфликт ее идеального представления о мире и окружающей действительности. Принципиальная неразрешимость этого конфликта и приводит героиню к гибели.
В «Бесприданнице» драматург вводит образ актера Счастливцева — Робинзона. Это по своей сути комический персонаж. Автору такой герой понадобился для того, чтобы развивать действие и показать еще один социальный тип, но главное, на наш взгляд, — чтобы подчеркнуть драматичность разворачивающихся событий комизмом эпизодов, связанных с Робинзоном. В заключительных картинах, и особенно в сцене гибели Ларисы, проявляются черты такого жанра, как мелодрама: повышенная эмоциональность, возвышенная риторика («Так не доставайся ж ты никому!»).