Москва была не просто губернским городом, а являлась второй столицей. Здесь в екатериненскую эпоху существовали общества любителей искусств, выходили журналы.
Особое внимание на себя обращает рождение оперы. Здесь действовала труппа императорских театров, объединявшая представления с Москве и Санкт-Петербурге. Именно по повелению Екатерины II началось строительство для неё в Москве специального театра. Большой Петровский театр (названный так по улице, на которой стоял) строился с 1776 по 1789 годы, первый его вариант сгорел, но всё же проект был завершён. Правда, торжественное открытие состоялось уже в 1780 году, после этого работы шли над пристройками. Здание, которое считается прямым предшественником современного Большого театра, было кирпичным, трёхэтажным. Его главный зал вмешал партер, три яруса лож и галерею, он был рассчитан на тысячу человек.
Театр стал центром культурной жизни Первопрестольной. Здесь проводил свои вечера почти весь высший свет. На сцене шли самые разные представления, могли дать драму, а сразу после неё – небольшой балет. Тем более, что зрители тогда располагались не так, как сейчас. Наиболее почтенная публика сидела в ложах (сегодня на их месте балконы), а в партере теснился люд попроще. Каждая ложа была как бы комнатой, где отсутствовала только одна из стенок, выходившая на сцену. Они были полностью отделены друг от друга и меблированы. То есть в ложе можно было действительно провести вечер – побеседовать, перекусить, выпить, а между делом посмотреть представление.
В губернских городах культурная жизнь обычно была гораздо беднее. Часто там не существовало своих театров. Культура ограничивалась балами и другими праздниками, на которых порой беседа заходила об искусстве. Да и губернское дворянство жило проще столичного – не часто имело свои библиотеки или тем более собрания картин.
Особое внимание на себя обращает рождение оперы. Здесь действовала труппа императорских театров, объединявшая представления с Москве и Санкт-Петербурге. Именно по повелению Екатерины II началось строительство для неё в Москве специального театра. Большой Петровский театр (названный так по улице, на которой стоял) строился с 1776 по 1789 годы, первый его вариант сгорел, но всё же проект был завершён. Правда, торжественное открытие состоялось уже в 1780 году, после этого работы шли над пристройками. Здание, которое считается прямым предшественником современного Большого театра, было кирпичным, трёхэтажным. Его главный зал вмешал партер, три яруса лож и галерею, он был рассчитан на тысячу человек.
Театр стал центром культурной жизни Первопрестольной. Здесь проводил свои вечера почти весь высший свет. На сцене шли самые разные представления, могли дать драму, а сразу после неё – небольшой балет. Тем более, что зрители тогда располагались не так, как сейчас. Наиболее почтенная публика сидела в ложах (сегодня на их месте балконы), а в партере теснился люд попроще. Каждая ложа была как бы комнатой, где отсутствовала только одна из стенок, выходившая на сцену. Они были полностью отделены друг от друга и меблированы. То есть в ложе можно было действительно провести вечер – побеседовать, перекусить, выпить, а между делом посмотреть представление.
В губернских городах культурная жизнь обычно была гораздо беднее. Часто там не существовало своих театров. Культура ограничивалась балами и другими праздниками, на которых порой беседа заходила об искусстве. Да и губернское дворянство жило проще столичного – не часто имело свои библиотеки или тем более собрания картин.