Человеческое существование исторично, т.е. эволюционировало от простейших состояний к более сложным и совершенным, то и наука такой же путь эволюции.
Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки.
Наука как опыт практической деятельности людей началась с каменного века (около 2 млн лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практически значимое знание.
Как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления, наука возникла в V в. до н.э. в Древней Греции.
Наука появилась в период расцвета поздней средневековой культуры, когда была осознана высокая значимость опытного знания в творчестве таких деятелей церкви в Англии, как Р.Гроссетест, Р. Бэкон.
Самая распространенная точка зрения: наука возникла в XVI-XVII вв., когда появились работы И. Кеплера, X. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона и других ученых. Признаками науки выступают: построение математических моделей объектов, эмлирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. К этой эпохе относится и создание социальных условий науки: возникают Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых), Парижская академия наук.
Есть и такая точка зрения: время возникновения науки — конец первой трети XIX в., когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе общей научно-исследовательской программы. И создатели науки — немецкие естествоиспытатели В. Гумбольдт и Ю. Либих.
В целостном культурном творчестве человечества указанные точки зрения на возникновение науки раскрывают особенности ее эволюции от исходных "преднаучных" состояний к полноценному самостоятельному феномену. В собственном смысле наука как специфический вид деятельности ученых-одиночек возникла в V в. до н.э., а как полноценное социально-духовное образование — с XVII в.
Современная наука охватывает огромную область знаний — около 15 тыс. дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. В XX в. научная информация за 10—15 лет удваивается. Если в 1900 г. существовало около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время — несколько сотен тысяч. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на XX в. 90% ученых, когда-либо живших на Земле, — наши современники. Число ученых по профессии в мире к концу XX столетия достигло свыше 5 млн человек. Сегодня можно утверждать, что наука коренным образом изменила жизнь человечества и окружающей его природы. По мнению ряда ученых, в том числе академика В.И. Вернадского, началась новая антропогенная эра Земли. Формируется ноосфера — оболочка Земли, преобразующаяся на основе науки в положительно значимое для человека и живого вещества состояние. Пока такой уровень не достигнут, но прогресс позволяет это сделать.
Современная наука имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук — естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических.
Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки.
Наука как опыт практической деятельности людей началась с каменного века (около 2 млн лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практически значимое знание.
Как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления, наука возникла в V в. до н.э. в Древней Греции.
Наука появилась в период расцвета поздней средневековой культуры, когда была осознана высокая значимость опытного знания в творчестве таких деятелей церкви в Англии, как Р.Гроссетест, Р. Бэкон.
Самая распространенная точка зрения: наука возникла в XVI-XVII вв., когда появились работы И. Кеплера, X. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона и других ученых. Признаками науки выступают: построение математических моделей объектов, эмлирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. К этой эпохе относится и создание социальных условий науки: возникают Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых), Парижская академия наук.
Есть и такая точка зрения: время возникновения науки — конец первой трети XIX в., когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе общей научно-исследовательской программы. И создатели науки — немецкие естествоиспытатели В. Гумбольдт и Ю. Либих.
В целостном культурном творчестве человечества указанные точки зрения на возникновение науки раскрывают особенности ее эволюции от исходных "преднаучных" состояний к полноценному самостоятельному феномену. В собственном смысле наука как специфический вид деятельности ученых-одиночек возникла в V в. до н.э., а как полноценное социально-духовное образование — с XVII в.
Современная наука охватывает огромную область знаний — около 15 тыс. дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. В XX в. научная информация за 10—15 лет удваивается. Если в 1900 г. существовало около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время — несколько сотен тысяч. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на XX в. 90% ученых, когда-либо живших на Земле, — наши современники. Число ученых по профессии в мире к концу XX столетия достигло свыше 5 млн человек. Сегодня можно утверждать, что наука коренным образом изменила жизнь человечества и окружающей его природы. По мнению ряда ученых, в том числе академика В.И. Вернадского, началась новая антропогенная эра Земли. Формируется ноосфера — оболочка Земли, преобразующаяся на основе науки в положительно значимое для человека и живого вещества состояние. Пока такой уровень не достигнут, но прогресс позволяет это сделать.
Современная наука имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук — естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических.