В русской живописи второй половины XIX столетия всё явственнее звучали социальные, обличительные мотивы. Своеобразной переходной фигурой к критическому реализму стал В. Г. Перов. Его картины «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах» являются неприкрытой сатирой, разоблачающей показное морализаторство, двоедушие, распущенность духовенства.
В 1863 г. с бунта 14 выпускников Академии художеств против схоластики старой школы живописи началась история передвижников. В 1870 г. они организовали первую выставку своих работ, а последующие передвижные выставки сделались заметным явлением в культурной жизни России. Передвижники серьёзно изучали жизнь народа, его творчество.
В 1863 г. с бунта 14 выпускников Академии художеств против схоластики старой школы живописи началась история передвижников. В 1870 г. они организовали первую выставку своих работ, а последующие передвижные выставки сделались заметным явлением в культурной жизни России. Передвижники серьёзно изучали жизнь народа, его творчество.