| Название периода | Возраст | Характерные признаки |
| 1. Новорожденный | 1 — 10 дней | Спит большую часть времени, просыпается лишь для кормления. |
| 2. Грудной | 11 дней — 1 год | В конце первого месяца пытается распрямлять ножки; на 6 неделе поднимает и удерживает головку, на 6 месяце сидит, в конце года пытается делать первые шаги. |
| 3. Детский: | 1 год — 11 лет | Раннее детство (1 — 3 года). Ребенок начинает ходить, играть, говорить. Позже — период вопросов. Продолжает расти головной мозг. Дошкольный период (от 3 до 7 лет): речь, игры, труд, воспитание — закладывают основы будущего мышления и поведения. Школьный период (от 7 до 17 лет). Серьезный, напряженный труд, жизнь по требованиям строгой школьной дисциплины. Формируются навыки жизни в большом коллективе. |
| девочки — мальчики | 1 год — 12 лет | |
| 4. Подростковый: | 12 — 15 лет | Глубокая перестройка деятельности физиологических систем, половое созревание. Формирование вторичных половых признаков у девочек и у мальчиков. Увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражительность. Необходимы занятия различными видами спорта, участие в интересных общественных делах, кружках самодеятельности. |
| девочки — мальчики | 13 — 16 лет | |
| 5. Юношеский: | 16 — 20 лет | В основном заканчиваются процессы роста и формирования организма, он достигает предельной величины, наступает психическая, физическая и половая зрелость. |
| девушки — юноши | 17 — 21 год | |
| 6. Зрелый возраст: | 21 — 55 лет | Строение и функции организма относительно постоянны. |
| женщины — мужчины | 22 — 60 лет | |
| 7. Пожилой возраст: | 56 — 74 года | В организме происходит закономерный процесс возрастных изменений. Нарушается деятельность его физиологических систем, особенно желез внутренней секреции. Появляется необходимость в лекарственных препаратах. С течением времени они становятся все более выраженными. |
| женщины — мужчины | 61 — 74 года | |
| 8. Старческий | 75 — 90 лет | |
| 9. Долгожители | свыше 90 лет |