[ПЕДАГОГИКА кратко. 1. Что предопределило возникновение педагогической профессии?
2. Как влияют экономические, политические, культурные условия развития общества на педагогическую деятельность? Приведите примеры различий педагогической деятельности в различные исторические эпохи или в разных социокультурных обществах.
3. В чем особенность педагогической деятельности? В чем ее отличие от других профессий типа «человек-человек»?
4. В чем сущность педагогического творчества, каковы его особенности?
5. Какова структура педагогической деятельности?
6. Что значит быть субъектом педагогической деятельности?
7. Каковы основные характеристики учителя как субъекта педагогической профессиональной деятельности?
8. Каковы объективные и субъективные противоречия в сфере профессионального труда учителя в современных условиях?
9. Каковы требования общества к современному учителю?
2. Экономические, политические и культурные условия развития общества оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность. Например, в различные исторические эпохи существовали различные системы образования, которые отражали социальные, политические и экономические ценности и потребности общества. В современных социокультурных обществах существуют различные подходы и методы обучения, которые основываются на конкретных целях и задачах общества и культуры.
3. Особенностью педагогической деятельности является ее направленность на формирование и развитие личности ребенка. Учитель не только передает знания, но и помогает развивать учеников как индивидуальности, работает над их эмоциональной, социальной и интеллектуальной сферами. Отличие педагогической деятельности от других профессий "человек-человек" состоит в осознанной и специальной подготовке педагога, в его умении адаптировать подходы и методы обучения к разным возрастным категориям и индивидуальным особенностям учеников.
4. Сущность педагогического творчества заключается в умении учителя гибко и творчески подходить к обучению и воспитанию учеников. Учитель, будучи профессионалом, способен находить нетрадиционные и интересные подходы в работе с учениками. Он стимулирует интерес к учению, создает условия для саморазвития и самореализации учеников. Особенностью педагогического творчества является его вариативность - каждый учитель может найти свой индивидуальный путь и методы работы с учениками.
5. Структура педагогической деятельности включает несколько составляющих. Во-первых, это цели и задачи обучения и воспитания, которые определяются общими образовательными и социальными целями общества. Во-вторых, это содержание образования - предметные знания, навыки и компетенции, которые должны быть переданы ученикам. В-третьих, это методика обучения, которая включает выбор подходов, методов и средств обучения в зависимости от целей, задач, особенностей учеников. И, наконец, структура педагогической деятельности включает оценку и контроль за достижением образовательных результатов учеников.
6. Субъект педагогической деятельности - это учитель, который осуществляет образовательный процесс. Быть субъектом педагогической деятельности означает принимать ответственность за обучение и воспитание учеников, осуществлять планирование и организацию учебной деятельности, выбирать подходы и методы обучения, развивать свои профессиональные навыки и знания.
7. Основными характеристиками учителя как субъекта педагогической профессиональной деятельности являются знание и понимание предметного содержания обучения, умение педагогически воздействовать на учеников, умение адаптировать свои методы и подходы обучения к особенностям учеников. Учитель также должен обладать социально-психологическими компетенциями, чтобы устанавливать доверительные отношения с учениками и создавать благоприятный климат в классе.
8. В сфере профессионального труда учителя в современных условиях существуют как объективные, так и субъективные противоречия. Объективные противоречия могут включать большую нагрузку на учителя, ограниченные ресурсы и возможности в образовательной сфере, реформы, влияние массовой культуры на учеников и т.д. Субъективные противоречия могут быть связаны с различными ожиданиями общества, дефицитом времени, сложностями в управлении классом и другими факторами, которые могут создавать стресс и неудовлетворенность у учителя.
9. Требования общества к современному учителю включают разностороннюю подготовку и компетенции, эмоциональную интеллектуальную грамотность, умение работать с современными информационными технологиями, понимание межкультурных различий и умение работать социально-компетентно. Также современному учителю требуется постоянная самообразование и профессиональное развитие, умение адаптироваться к изменениям и быть творческим в своей деятельности.