Педагогическая задача: привить детям бережное отношение не только к своим, но и к чужим вещам. Не только уметь видеть прекрасное, но и ценить и оберегать его. Решение задачи, предложенное автором: в самом начале книги автор несколько раз замечает и указывает читателю на небрежность детей по отношению к чужим (или общим вещам), жесткость по отношению к окружающему миру: «Меня очень беспокоило равнодушие отдельных детей к живому и прекрасному в окружающем мире, тревожили поступки, свидетельствующие о непонятной, с первого взгляда, детской жестокости… И самое тревожное в том, что дети не понимали предосудительности тех "мелких" проявлений зла и равнодушия к красоте и жизни, из которых постепенно развивается тупая бессердечность»[8]. При этом автор не делает замечаний, он наблюдает, ловит добрые порывы и развивает их. Это самые первые дни его общения с этими детьми, и уже эта прогулка закончилась птенца, которого потом выхаживали всей группой.
Мне кажется, очень показательным пример из середины книги: «В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый день я повел сюда своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула: - А разве можно рвать хризантемы? В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала. Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей. Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами. - Ну как, дети, красивый этот уголок? - спросил я.- Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы? Дети молчали. Потом сразу
заговорило несколько человек: - Нет, некрасивые... - А где теперь мы будем
любоваться цветами? - Эти цветы посадили пионеры, - говорю детям. -Они придут сюда любоваться красоток - и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой»[8].
Похожие мысли и методы решения и более глобальных задач проходят через все книгу. Ребенку нужно только чуть-чуть подсказать, дать прочувствовать и в большинстве случаев он сам разберется, и сам поймет так или не так он делает. Эти дети больше срывали цветов, они любовались красотой, а вскоре и сами стали разводить цветы не только на школьных участках и теплицах, но и у себя во дворах.

2007AZAZA 2007AZAZA    3   21.11.2020 13:49    1

Другие вопросы по теме Другие предметы