Основные функции метода: - интегративная;
- гносеологическая;
- систематизирующая.
Задания: На примере двух свободно выбранных методов провести
сравнительно-сопоставительный анализ по таким критериям, как:
1) ясность или общедоступность;
2) отсутствие стихийности в применении;
3) направленность или обеспечивать достижение цели;
4) плодотворность или достигать не только намеченные,
но и не менее значимые побочные результаты;
5) надежность или с высокой степенью достоверности
обеспечивать желаемый результат;
6) экономичность или давать результат с наименьшими
затратами средств и времени.
Перед началом анализа, нам необходимо выбрать два метода, которые будем сравнивать. Какие методы тебя интересуют?
[Далее преподаватель должен дождаться ответа школьника и приступить к сравнительному анализу]
Прежде чем приступить к сравнению, давайте определим основные функции метода.
Интегративная функция метода предполагает объединение знаний и опыта в целостную картину, чтобы обеспечить понимание материала во всех его аспектах. Это означает, что метод должен помогать нам определить связи и взаимосвязи между различными элементами учебного материала.
Гносеологическая функция метода направлена на развитие познавательных способностей ученика, формирование его мышления и способности анализировать информацию, делать выводы и применять полученные знания на практике.
Систематизирующая функция метода предполагает структурирование материала, его организацию и упорядочение, чтобы обеспечить логичное и последовательное обучение и понимание учебного материала.
Теперь перейдем к сравнительно-сопоставительному анализу двух выбранных методов.
1) Ясность или общедоступность: сравниваем, насколько понятно и доступно представлена информация в каждом методе. Можно выделить достоинства и недостатки каждого метода в этом аспекте.
2) Отсутствие стихийности в применении: сравниваем, насколько методы структурированы и систематизированы, как они предлагают последовательные шаги в обучении. Снова обращаем внимание на преимущества и недостатки каждого метода.
3) Направленность или обеспечивание достижения цели: смотрим, как каждый метод помогает достичь поставленной перед нами цели обучения. Оцениваем эффективность каждого метода в этом аспекте.
4) Плодотворность или достижение не только намеченных, но и не менее значимых побочных результатов: учитываем, как каждый метод может влиять на развитие других навыков, умений или качеств.
5) Надежность или обеспечение желаемого результата с высокой степенью достоверности: оцениваем, насколько каждый метод гарантирует достижение желаемого результата и насколько он полезен для ученика.
6) Экономичность или достижение результата с наименьшими затратами средств и времени: сравниваем, какой метод требует меньшего количества ресурсов, чтобы достичь желаемого результата.
После проведения анализа каждого критерия, можно сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого метода. Важно осознавать, что каждый метод может быть эффективным в разных ситуациях и для разных учеников. Поэтому, выбор метода зависит от целей обучения, стилей обучения и индивидуальных особенностей каждого ученика.
Я надеюсь, что данное объяснение было для тебя достаточно понятным. Если у тебя возникнут вопросы или нужна дополнительная помощь, не стесняйся задавать вопросы!