Опираясь на материалы учебной статьи, покажите, как постепенно писатель шел к созданию своей философии. Почему философию Толстого называют «непротивленчеством»?

Карина2209 Карина2209    3   17.04.2019 02:00    1

Ответы
Nastya14231 Nastya14231  17.04.2019 02:00
Уже в юношестве Толстой приходит к мысли, что жить для себя безнравственно и бессмысленно. Только жизнь для других имеет смысл. Пытаясь провести реформы в своем имении, Толстой приходит к выводу о том, что непонимание между дворянином и мужиком непреодолимо: они слишком далеко отстоят друг от друга. На войне писатель видит героизм простого народа, вдохновленный любовью к Родине.

В 1856 году Толстой, едва сблизившись с литературными кругами, разочаровывается: он понимает, что литература не нужна народу, она очень далека от народных нужд. Толстой открывает школу в Ясной Поляне, учит крестьянских детей. Затем, в 1870-е годы, пишет «Азбуку», рассказы для детей. Тогда же формируется философия Толстого. Основой гармонии он считает самосовершенствование. В 1880-х годах создает свое вероучение, отказываясь от некоторых догматов православия, в том числе от веры в божественное происхождение Христа. «Толстовство» опирается на пять заповедей из Нагорной проповеди. Главной является идея непротивления злу насилием (поэтому философию Толстого называют также «непротивленчеством»). При этом зло понималось Толстым очень широко. Любая власть и собственность — это зло, средство угнетения человека человеком. Даже научно-технический прогресс, по мнению Толстого, основан на эксплуатации и ведет лишь к увеличению роскоши и удовольствий.
«Непротивленчеством» учение писателя не исчерпывается, поскольку кроме упомянутого уже самосовершенствования включает в себя жизнь, построенную по образцу жизни простого народа («опрощение»), полезный труд. В основе вероучения «толстовства» — этика любви. Имея христианскую основу, оно включает элементы язычества, буддизма, ислама, индуизма. Основные христианские догматы отвергаются: отрицается Троица, божественность Христа, догматы о первородном грехе и бессмертии души. Единственной святыней считается человеческая жизнь. Реальность существования Христа признается, но лишь как одного из пророков. Почитаются основные заповеди, изложенные JI.H. Толстым: «не противься злу», «не судись», «не клянись», «не воруй», «не прелюбодействуй».

«Толстовство» произвольно толкует Евангелие, отвергая остальные книги Библии. Признаются священными некоторые религиозные книги JI.H. Толстого.

Культовая практика основана на идее нравственного совершенствования человека. «Толстовцами» принято вегетарианство. Элементы культовой практики существенно различаются в разных сектах. «Толстовцы» отказываются от службы в армии и уплаты налогов. Богослужебная практика отсутствует.

«Толстовство» нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии. В 1880—1890-е годы «толстовские» колонии возникали в Южной Африке, Англии. В Южной Африке «толстовство» закрепилось. Далее «толстовское» движение стало распространяться в США и страны Восточной Европы. В Чехословакию «толстовство» привез личный врач JI.H. Толстого Маковицкий, но там оно было пресечено. «Толстовское» религиозное учение повлияло на деятельность известного эзотерика Г.И. Гурджиева и его последователя П.Д. Успенского. Но наибольшего успеха «толстовское» учение достигло у Ганди, который создал «толстовскую» общину в Южной Африке. В течение 20 лет он работал там и воплотил все принципы религиозного учения Толстого на практике. По возвращении на родину Ганди на основании этого учения создал собственную социально-политическую и религиозно-философскую доктрину, которая способствовала достижению независимости Индии. Сейчас «толстовство» в тех или иных формах сохранилось прежде всего в США, частично — в Южной Африке и Европе и, возможно, в Японии.

Фактический основатель и первый пропагандист «толстовства» в России — князь Дмитрий Хилков, распространивший учение в своем поместье в с. Павловки.

В 90-х годах XIX — начале XX века в « толстовстве » возникало множество мелких общин, состоящих из интеллигенции, которые существовали незначительное время и быстро распадались. В 1897 году миссионерский съезд в Казани признал «толстовство» сектой. Позднее оно было отнесено к числу наиболее вредных и опасных сект как в религиозном, так и в государственном отношении.

До 1917 года «толстовство» систематически преследовались светскими и церковными властями. После 1918 года «толстовцы» активно помогали русским эмигрантам.

Несмотря на то что Толстого было принято называть «зеркалом русской революции», сталинский режим преследовал «толстовцев» как врагов народа.

Вскоре после своего формирования «толстовство» разделилось на две основные группы — «светлые толстовцы» и «темные толстовцы», которые просуществовали до 1945 года, после чего практически исчезли, за исключением незначительных групп за пределами России. Единственной на конец XX века сектой в России, формально исповедующей основные идеи классического «толстовства», является «Церковь Льва Толстого», которая существует с 1991 года.

Значительно отличающееся от изначального «толстовства» течение неотолстовцев существует до настоящего времени, число его приверженцев на конец XX века не превышало 500 человек.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Другие предметы