В первой половине XIX в. искусство Западной Европы во многом шло по пути подражания великим мастерам прошлого. Во Франции главным представителем живописи этого времени был Жак Луи Давид. Из его учеников выделялся Жак Огюст Энгр, которому пришлось выдержать упорную борьбу с художниками романтического направления. Первым художником, вступившим на путь романтизма, был Эжен Делакруа.
Реалистические традиции середины XIX в. связаны с именем Гюстава Курбе, многие картины которого посвящены социальной тематике. Политические события нашли свое отражение в многочисленных офортах и литографиях Оноре Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Жан Милле изображал крестьян на лоне природы.
В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художника — Джан Эверетт Миллее, Данте Габриел Россети и Уильям Холман Хант — составили союз, чтобы общими силами бороться против условности и подражательности в современной живописи. Они назвали себя прерафаэлитами, поскольку противопоставляли увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников до рафаэлевского времени.
Ярким событием в изобразительном искусстве конца XIX в. стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с творчеством француза Эдуарда Мане, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для импрессионистов характерно стремление отразить мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи.
Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в музыке. Романтические элементы тесно переплетались с реалистическими. Такое переплетение характерно для оперного творчества Джузеппе Верди. Романтический налет ощущается и в выдающемся образце реалистической оперы — «Кармен» Жоржа Бизе.
Франц Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгновение, глубокое интимное переживание — все, что связано с кругом чувств человека. Роберт Шуман создавал музыку взволнованную, мятежную, в которой отразилась его чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Фридерика Шопена пронизана народными ритмами и интонациями, преданиями старины, поэтичностью.
В музыке 70 — 80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому периоду относятся последние работы Рихарда Вагнера, создавшего жанр музыкальной драмы. Влияние Вагнера распространялось даже на композиторов, не разделявших его взглядов на музыку.
Реалистические традиции середины XIX в. связаны с именем Гюстава Курбе, многие картины которого посвящены социальной тематике. Политические события нашли свое отражение в многочисленных офортах и литографиях Оноре Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Жан Милле изображал крестьян на лоне природы.
В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художника — Джан Эверетт Миллее, Данте Габриел Россети и Уильям Холман Хант — составили союз, чтобы общими силами бороться против условности и подражательности в современной живописи. Они назвали себя прерафаэлитами, поскольку противопоставляли увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников до рафаэлевского времени.
Ярким событием в изобразительном искусстве конца XIX в. стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с творчеством француза Эдуарда Мане, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для импрессионистов характерно стремление отразить мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи.
Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в музыке. Романтические элементы тесно переплетались с реалистическими. Такое переплетение характерно для оперного творчества Джузеппе Верди. Романтический налет ощущается и в выдающемся образце реалистической оперы — «Кармен» Жоржа Бизе.
Франц Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгновение, глубокое интимное переживание — все, что связано с кругом чувств человека. Роберт Шуман создавал музыку взволнованную, мятежную, в которой отразилась его чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Фридерика Шопена пронизана народными ритмами и интонациями, преданиями старины, поэтичностью.
В музыке 70 — 80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому периоду относятся последние работы Рихарда Вагнера, создавшего жанр музыкальной драмы. Влияние Вагнера распространялось даже на композиторов, не разделявших его взглядов на музыку.