Начало XX в. в истории российской художественной культуры отличается от других периодов её развития исключительным многообразием направлений, течений, стилей, а также объединений творческой интеллигенции. И всё же в авторском многоголосье можно выделить главную линию размежевания — приверженность реализму или модернизму.
Наиболее именитыми продолжателями реалистического направления, сформировавшегося и господствовавшего в XIX в., в художественной литературе были Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, М. Горький, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, в живописи — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, В. В. Верещагин, И. И. Левитан, в театральном искусстве — В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский.
Представители модернистской ориентации принадлежали к самым разным течениям в художественной культуре. Всех их объединяло одно — поиски новых (отсюда и название «модернизм») средств и форм выражения в искусстве, будь то слово, цвет и линия, звуковая гамма. Модернисты, как люди искусства грядущего, противопоставляли себя реалистам — людям, по их мнению, искусства, принадлежащего прошлому, отживающего.
Одним из ранних модернистских течений стал символизм. В нём на первый план выдвигалась не идея художественного произведения, что характерно для русского реализма, а метафорическое воплощение бытия в образах-символах, отражающих внутренний мир художника. По мнению символистов, художник-творец не приспосабливается к повседневной реальности, а преобразует её в своём образном видении. «Истина — в красоте», — утверждали они.
Другим модернистским течением был акмеизм (от др,-греч. «акме» — цветущая пора). Акмеизм, в отличие от символизма, был чисто русским явлением и ограничивался главным образом поэтическим творчеством. Для поэтов-акмеистов (Н. С. Гумилёва, М. А. Кузмина, ранних А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама) были характерны уход от современной жизни в прошлое, в замкнутый мир собственных переживаний, увлечение экзотикой (путешествия в далёкие страны и т. п.). Их стиль отличали ясность, чёткость и сочность деталей.
Ещё одним течением модернистского искусства был футуризм (от
лат. «футурум» — будущее), охватывавший поэзию, живопись и скульптуру. Футуризм, как и символизм, был мировым явлением, но особенно широкий размах он получил в России.
Наиболее именитыми продолжателями реалистического направления, сформировавшегося и господствовавшего в XIX в., в художественной литературе были Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, М. Горький, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, в живописи — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, В. В. Верещагин, И. И. Левитан, в театральном искусстве — В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский.
Представители модернистской ориентации принадлежали к самым разным течениям в художественной культуре. Всех их объединяло одно — поиски новых (отсюда и название «модернизм») средств и форм выражения в искусстве, будь то слово, цвет и линия, звуковая гамма. Модернисты, как люди искусства грядущего, противопоставляли себя реалистам — людям, по их мнению, искусства, принадлежащего прошлому, отживающего.
Одним из ранних модернистских течений стал символизм. В нём на первый план выдвигалась не идея художественного произведения, что характерно для русского реализма, а метафорическое воплощение бытия в образах-символах, отражающих внутренний мир художника. По мнению символистов, художник-творец не приспосабливается к повседневной реальности, а преобразует её в своём образном видении. «Истина — в красоте», — утверждали они.
Другим модернистским течением был акмеизм (от др,-греч. «акме» — цветущая пора). Акмеизм, в отличие от символизма, был чисто русским явлением и ограничивался главным образом поэтическим творчеством. Для поэтов-акмеистов (Н. С. Гумилёва, М. А. Кузмина, ранних А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама) были характерны уход от современной жизни в прошлое, в замкнутый мир собственных переживаний, увлечение экзотикой (путешествия в далёкие страны и т. п.). Их стиль отличали ясность, чёткость и сочность деталей.
Ещё одним течением модернистского искусства был футуризм (от
лат. «футурум» — будущее), охватывавший поэзию, живопись и скульптуру. Футуризм, как и символизм, был мировым явлением, но особенно широкий размах он получил в России.