Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящей беды людям. У Пушкина три Петербурга:
— Петербург Петра — «окно в Европу», т. е. город царственный, символ власти, поэтому-то Петр видит «пустынные волны», не замечая «бедный челн» и «приют убогого чухонца»;
— Петербург Пушкина — город творчества, который поэт любит;
— Петербург Евгения — город простого человеческого счастья, разрушенного наводнением.
Интересно, что от стихии не страдает город Петра и город Пушкина, они остаются символами и власти, и творчества, а страдает только Евгений, маленький человек, мечтающий о счастье. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть. Фигура Всадника нависает над Евгением. Зритель чувствует: если вздыбленный конь опустится, то прямо на маленькую бегущую фигурку, распростертую в виде креста
— Петербург Петра — «окно в Европу», т. е. город царственный, символ власти, поэтому-то Петр видит «пустынные волны», не замечая «бедный челн» и «приют убогого чухонца»;
— Петербург Пушкина — город творчества, который поэт любит;
— Петербург Евгения — город простого человеческого счастья, разрушенного наводнением.
Интересно, что от стихии не страдает город Петра и город Пушкина, они остаются символами и власти, и творчества, а страдает только Евгений, маленький человек, мечтающий о счастье. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть. Фигура Всадника нависает над Евгением. Зритель чувствует: если вздыбленный конь опустится, то прямо на маленькую бегущую фигурку, распростертую в виде креста