Введения пенсионной реформы является очень важным шагом для государства. Фактически во всех
странах или активно обсуждаются, или уже реализуются меры для усовершенствования действующих
пенсионных систем. Поэтому необходимо отметить, что реформы должны быть рассчитаны на
определенный уровень развития экономики, степень прозрачности фондового рынка, потребности граждан.
Пенсионные системы работают лучше только в тех странах, которые не испытывают демографических
проблем. Но таковых все меньше. Государства по-разному пытаются спланировать достойную старость
своему населению, увеличив нормы сбережений населения и обеспечить экономику дополнительными
финансовыми ресурсами.
Одним из таки государств является Чили. Пенсионная система Чили, которая существует уже
более двух десятилетий, и считается достаточно зрелой, введена А. Пиночетом в 1981 году. Основная задача
этой модели - исключить влияние государства и политики на систему пенсионного обеспечения. Чили
успешно осуществила переход на новую систему, поскольку правительство подкрепило реформы
ужесточением бюджетной дисциплины и снизило налоги на фонд заработной платы, отказавшись от
солидарной системы в пользу личных накопительных вкладов. Наемный работник может самостоятельно
выбрать не только управляющего, но и один из пяти видов фондов, отличающихся степенью рисковости
инвестиционной стратегии. Самым рисковым является пенсионный фонд "А", 80% активов которого
вложены в акции. Портфель самого консервативного фонда "Е" почти полностью состоит из облигаций с
фиксированной ставкой. Чилийская пенсионная программа рассчитана на 40 лет. В конце этого срока размер
пенсии должен достичь 400 долл. США.
Модель двухуровневая. Первый уровень - это обязательные отчисления средств из заработной
платы работника в один из частных пенсионных фондов, строго контролируемых государством. Каждый
работник формирует личный накопительный вклад, который затем становится его будущей пенсией.
Пенсионные фонды обеспечивают минимально гарантированную доходность и защиту от риска своих
вкладчиков. Каждому гражданину предоставлено право перехода из одного фонда в другой. В случае
достижения пенсионного возраста застрахованное лицо получает выплаты накопленной суммы либо
использует накопленный капитал для приобретения пожизненной личной пенсии. Если стратегия того или
иного фонда не приносит достаточной прибыли, пенсия при определенных условиях предоставляется
государством. Второй уровень - это страхование на случай наступления инвалидности или потери
кормильца (3% от заработной платы). За 20 лет реализации этой модели уровень пенсии в Чили достиг 200
долл. США. Эту же модель взяли за основу Аргентина, Перу, Колумбия и Казахстан [1].
Пенсионная система Чили считается лучшей по финансированию пенсий. Она гарантирует
государственную выплату, дополняющую обязательное накопительное страхование в частных фондах.
Внедрение новой пенсионной системы в Чили повлияло на экономику этой страны и
развитию национальной финансовой системы.
Конечно, такая система имеет и свои недостатки. Главный - слишком высокая зависимость от
колебаний на финансовых рынках. К примеру, в 2008 году фонды показали отрицательную годовую
доходность: фонды группы "А" - минус 40%, группы "Е" - минус 1%. Однако уже в 2009 году ситуация
выровнялась и фонды стали вновь получать прибыль.
Недостатки такой системы также в том, что большой процент населения оказался вне пенсионной
системы. В 2006 г. ее участниками были 60% работающего населения, тогда как самозанятые и безработные
не могли обеспечить регулярность взносов в фонды. В связи с этим с 1 июля 2008 г. в Чили вступила в силу
пенсионная реформа, внедрили солидарную пенсионную систему, финансируемую за счет общих налогов, в
частности НДС. Самые бедные жители страны старше 65 лет и оставшиеся без частной пенсии получают
выплаты из солидарной системы в размере $115 в месяц. Поскольку с 2012 г. сумму увеличили до $145 и
самозанятое население, которое участвовало до 2012г. в частной пенсионной системе было добровольное, то
с 2012г. отчисляли на свой накопительный счет 10% из 40% налогооблагаемого дохода. А с 2015г. начали
отчислять на свой накопительный счет 10% со всего заработка [2]. Пенсионные компании руководят
фондовым взносом, прибыль какого перечисляются на отдельные индивидуальные счета вкладчиков. После
выхода на пенсию у пенсионеров есть возможность снимать накопительные средства постепенно со своего
счета. Также в Чили пенсия индексируется с расчетом инфляции на основе государственных
индексированных облищах.
Введения пенсионной реформы является очень важным шагом для государства. Фактически во всех
странах или активно обсуждаются, или уже реализуются меры для усовершенствования действующих
пенсионных систем. Поэтому необходимо отметить, что реформы должны быть рассчитаны на
определенный уровень развития экономики, степень прозрачности фондового рынка, потребности граждан.
Пенсионные системы работают лучше только в тех странах, которые не испытывают демографических
проблем. Но таковых все меньше. Государства по-разному пытаются спланировать достойную старость
своему населению, увеличив нормы сбережений населения и обеспечить экономику дополнительными
финансовыми ресурсами.
Одним из таки государств является Чили. Пенсионная система Чили, которая существует уже
более двух десятилетий, и считается достаточно зрелой, введена А. Пиночетом в 1981 году. Основная задача
этой модели - исключить влияние государства и политики на систему пенсионного обеспечения. Чили
успешно осуществила переход на новую систему, поскольку правительство подкрепило реформы
ужесточением бюджетной дисциплины и снизило налоги на фонд заработной платы, отказавшись от
солидарной системы в пользу личных накопительных вкладов. Наемный работник может самостоятельно
выбрать не только управляющего, но и один из пяти видов фондов, отличающихся степенью рисковости
инвестиционной стратегии. Самым рисковым является пенсионный фонд "А", 80% активов которого
вложены в акции. Портфель самого консервативного фонда "Е" почти полностью состоит из облигаций с
фиксированной ставкой. Чилийская пенсионная программа рассчитана на 40 лет. В конце этого срока размер
пенсии должен достичь 400 долл. США.
Модель двухуровневая. Первый уровень - это обязательные отчисления средств из заработной
платы работника в один из частных пенсионных фондов, строго контролируемых государством. Каждый
работник формирует личный накопительный вклад, который затем становится его будущей пенсией.
Пенсионные фонды обеспечивают минимально гарантированную доходность и защиту от риска своих
вкладчиков. Каждому гражданину предоставлено право перехода из одного фонда в другой. В случае
достижения пенсионного возраста застрахованное лицо получает выплаты накопленной суммы либо
использует накопленный капитал для приобретения пожизненной личной пенсии. Если стратегия того или
иного фонда не приносит достаточной прибыли, пенсия при определенных условиях предоставляется
государством. Второй уровень - это страхование на случай наступления инвалидности или потери
кормильца (3% от заработной платы). За 20 лет реализации этой модели уровень пенсии в Чили достиг 200
долл. США. Эту же модель взяли за основу Аргентина, Перу, Колумбия и Казахстан [1].
Пенсионная система Чили считается лучшей по финансированию пенсий. Она гарантирует
государственную выплату, дополняющую обязательное накопительное страхование в частных фондах.
Внедрение новой пенсионной системы в Чили повлияло на экономику этой страны и
развитию национальной финансовой системы.
Конечно, такая система имеет и свои недостатки. Главный - слишком высокая зависимость от
колебаний на финансовых рынках. К примеру, в 2008 году фонды показали отрицательную годовую
доходность: фонды группы "А" - минус 40%, группы "Е" - минус 1%. Однако уже в 2009 году ситуация
выровнялась и фонды стали вновь получать прибыль.
Недостатки такой системы также в том, что большой процент населения оказался вне пенсионной
системы. В 2006 г. ее участниками были 60% работающего населения, тогда как самозанятые и безработные
не могли обеспечить регулярность взносов в фонды. В связи с этим с 1 июля 2008 г. в Чили вступила в силу
пенсионная реформа, внедрили солидарную пенсионную систему, финансируемую за счет общих налогов, в
частности НДС. Самые бедные жители страны старше 65 лет и оставшиеся без частной пенсии получают
выплаты из солидарной системы в размере $115 в месяц. Поскольку с 2012 г. сумму увеличили до $145 и
самозанятое население, которое участвовало до 2012г. в частной пенсионной системе было добровольное, то
с 2012г. отчисляли на свой накопительный счет 10% из 40% налогооблагаемого дохода. А с 2015г. начали
отчислять на свой накопительный счет 10% со всего заработка [2]. Пенсионные компании руководят
фондовым взносом, прибыль какого перечисляются на отдельные индивидуальные счета вкладчиков. После
выхода на пенсию у пенсионеров есть возможность снимать накопительные средства постепенно со своего
счета. Также в Чили пенсия индексируется с расчетом инфляции на основе государственных
индексированных облищах.