Корпорация «Мазда», занимающая третье место в японской автомобильной промышленности, в 1975 году оказалась на грани банкротства. Но уже через пять лет она расплатилась с долгами. Как ей это удалось? В коллективах развернулись дискуссии, направленные на поиск наиболее рациональных путей выхода из прорыва. Все ценные инициативы немедленно внедрялись в практику. Руководитель консультативной группы использовал все возможности для укрепления связей с коллективом. Не удивительно, что кадровые перестановки, которые были проведены по его рекомендациям, неизменно оказывались удачными. При этом руководители получали свободу действий, простор для проявления инициативы. Нормой стала разработка альтернативных вариантов в решении любых проблем. Возглавил фирму ее кадровый служащий. Новый президент перестроил среднее звено управления. Была введена ротация кадров, ставшая одной из характерных особенностей современного японского менеджмента. Были организованы интенсивные курсы по переподготовке персонала, стали проводиться «штабные игры» по разработке наиболее эффективных методов внедрения моделей управления в производство. В результате этих чисто управленческих мероприятий без крупных капиталовложений и технологических инноваций производительность труда выросла в 2,5 раза.
Вопросы: 1. Почему менеджмент часто определяется как искусство управлять? 2. Какая из функций менеджмента стала опорной во время проведения изменений в фирме