Ключевая идея фрагмента?
«таким образом, деление на основании формальных точек зрения не совпадает с делением материальным, что должно было иметь место в традиционном делении на естествознание и науки о духе. поэтому не может быть и речи о том, чтобы формальное отличие природы от заняло место материального различия природы и духа, как это неправильно поняли некоторые наши критики. но, с другой стороны, я постараюсь показать, что оба принципа деления постоянно связаны друг с другом, поскольку рассмотрение (betrachtung), необходимое одинаково для всех объектов культуры, и есть изображение их (darstellung) согласно методу, так что понятие этого метода можно уразуметь лишь в связи с понятием культуры. конечно, и естественно-научный метод также применим в области культуры, и ни в коем случае нельзя утверждать, что существуют только науки о культуре. и наоборот, можно до известной степени говорить об методе в науках о природе, так что вследствие этого для логики возникают промежуточные области (mittelgebiete), в которых в материальном отношении культурно-научные, по методу же естественно-научные исследования, с одной стороны, и по содержанию относящийся к природе, а по методу исследования, с другой - тесно сочетаются друг с другом. но эта связь все же опять не такого рода, чтобы ей уничтожилась противоположность между науками о природе и науками о культуре. наоборот, резко отграничив, при наших понятий, понятие наук о культуре от [54] понятия естествознания как в материальном, так и в формальном отношениях, мы тем самым найдем искомую основную противоположность эмпирических наук, после чего нам уже нетрудно будет показать, что, несмотря на все переходные и промежуточные формы, при исследовании жизни природы все же пользуются преимущественно естественно-научным, при исследовании же жизни культуры главным образом методом»