Начало XX в. в истории российской художественной культуры отличается от других периодов её развития исключительным многообразием направлений, течений, стилей, а также объединений творческой интеллигенции. И всё же в авторском многоголосье можно выделить главную линию размежевания — приверженность реализму или модернизму.
В начале XX в. российское общество существенно продвинулось по пути превращения из традиционного в модернизированное. Изменения носили комплексный, многомерный характер и охватывали экономику, социальную структуру, просвещение, культуру, правовые отношения, политический строй. Однако модернизация страны не была завершена.
Сложный узел экономических, социальных, культурных и других противоречий препятствовал решению аграрного вопроса, формированию в стране гражданского общества и правового государства. Ни революция 1905—1907 гг., ни принятие Основных государственных законов 1906 г., ни реформы П. А. Столыпина не смогли преодолеть остроту этих противоречий. Консерватизм власти, распространение либеральных и революционных, социалистических взглядов усугубили внутренние конфликты, присущие обществу в условиях незавершённой модернизации.
В начале XX в. российское общество существенно продвинулось по пути превращения из традиционного в модернизированное. Изменения носили комплексный, многомерный характер и охватывали экономику, социальную структуру, просвещение, культуру, правовые отношения, политический строй. Однако модернизация страны не была завершена.
Сложный узел экономических, социальных, культурных и других противоречий препятствовал решению аграрного вопроса, формированию в стране гражданского общества и правового государства. Ни революция 1905—1907 гг., ни принятие Основных государственных законов 1906 г., ни реформы П. А. Столыпина не смогли преодолеть остроту этих противоречий. Консерватизм власти, распространение либеральных и революционных, социалистических взглядов усугубили внутренние конфликты, присущие обществу в условиях незавершённой модернизации.