С уходом из общественной жизни государственной атеистической идеологии начали возрождаться и укрепляться как религиозная вера, так и конфессиональные общины. Особенно этот духовный подъём связан с традиционными конфессиями: Русской православной церковью (РПЦ), объединениями мусульман Поволжско-Уральского и Северокавказского регионов, буддистами Бурятии, Тывы и Калмыкии, еврейскими общинами.
Религиозные обряды вернулись в повседневную жизнь людей. Венчание, крещение новорождённых, отпевание умерших перестали быть чем-то исключительным, стали естественными явлениями. Внешне рост религиозных настроений в обществе выражался в реставрации и строительстве новых православных храмов, мечетей, дацанов, синагог, баптистских молельных домов. Великолепные мечети воздвигнуты в Казани и Грозном. Восстановлен взорванный в 1931 г. храм Христа Спасителя в Москве. Открываются ликвидированные в советское время православные и буддистские монастыри. Большой вклад в укрепление духовного здоровья нации внесли РПЦ и патриархи Московские и всея Руси Алексий II (1990-2008) и Кирилл (с 2009 г.). Государственная политика в отношении конфессий заключается в защите конституционных прав верующих. Государство нуждается в опоре на те моральные предписания, которые утверждаются в сознании и поведении верующих соблюдением религиозных канонов.
Религиозные обряды вернулись в повседневную жизнь людей. Венчание, крещение новорождённых, отпевание умерших перестали быть чем-то исключительным, стали естественными явлениями. Внешне рост религиозных настроений в обществе выражался в реставрации и строительстве новых православных храмов, мечетей, дацанов, синагог, баптистских молельных домов. Великолепные мечети воздвигнуты в Казани и Грозном. Восстановлен взорванный в 1931 г. храм Христа Спасителя в Москве. Открываются ликвидированные в советское время православные и буддистские монастыри. Большой вклад в укрепление духовного здоровья нации внесли РПЦ и патриархи Московские и всея Руси Алексий II (1990-2008) и Кирилл (с 2009 г.). Государственная политика в отношении конфессий заключается в защите конституционных прав верующих. Государство нуждается в опоре на те моральные предписания, которые утверждаются в сознании и поведении верующих соблюдением религиозных канонов.